Более 41% россиян признаются, что им не хватает денег на покупку еды или одежды, следует из мониторинга ВШЭ. Показатель «субъективной бедности» вырос до 19%, и это выше, чем официальный уровень бедности по Росстату.
Все больше россиян считают себя бедными, следует из свежих данных Высшей школы экономики. Доля населения, у которого денег не хватает на покупку одежды или даже продуктов питания, в июне увеличилась до 41,4% (в мае было 40%), а доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое, выросла до 23,2% (с 21,1% в предыдущем месяце), говорится в новом выпуске социально-экономического мониторинга ВШЭ.
Для подготовки мониторинга ВШЭ заказывает у ВЦИОМа специальное выборочное обследование населения. Результаты опроса показывают субъективное восприятие бедности, дополняя объективные данные Росстата (например, по уровням зарплат и расходов населения). Субъективный показатель бедности складывается на пересечении оценки опрошенными своего материального положения (по шкале от «очень плохого» до «очень хорошего») и оценки своих потребительских возможностей (хватает ли денег на покупку еды, обуви, мебели, автомобиля или недвижимости).
Ранее Росстат оценивал, что в первом квартале 2016 года каждый шестой россиянин (22,7 млн человек, 15,7% от общей численности населения России) жил за чертой бедности. Эту цифру можно соотнести с показателем так называемой согласованной субъективной бедности на основе опросов ВШЭ: в зону такой субъективной бедности, когда респондент одновременно оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое и испытывает затруднения при покупке еды или одежды, попало 18,5% населения, по данным июньского опроса. Этот показатель растет второй месяц подряд, в мае он оценивался в 16,1%, следует из данных ВШЭ.
В мониторинге отмечается, что в июне значительно выросла доля пенсионеров, оценивающих свое материальное положение как плохое, до 31% по сравнению с 20–22% весной. Кроме того, негативно оценивает свое материальное положение каждая пятая бездетная семья и более трети (38%) одиночек. Высокие риски бедности сохраняются также среди семей с двумя и более детьми: 23% из них назвали свое материальное положение плохим или очень плохим.
По самооценке потребительских возможностей, доля бедных в России превысила 41%. В мониторинге указано, что крайне бедными считаются семьи, в которых денег не хватает даже на еду. По результатам июньского опроса, крайне бедными себя считают 10% семей.
Стратегия экономии
Субъективная бедность растет на фоне сокращения реальных доходов россиян. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в мае сократились на 5,7% к аналогичному периоду прошлого года. По сравнению с уровнями октября 2014 года — последнего месяца роста показателя — доходы населения в реальном выражении сократились уже на 19,3%, отмечает ВШЭ.
«Экономия на потреблении товаров и услуг продолжает оставаться наиболее распространенной стратегией адаптации населения к экономическим изменениям», — говорится в исследовании. Согласно данным майского опроса, 78% семей экономили на расходах в течение последних трех месяцев. Самые большие опасения у россиян вызывает возможное подорожание товаров или потеря сбережений. Эксперты отмечают, что эта тенденция обострилась в июне, хотя динамика показателей статистики не указывает на негативные тенденции в экономике, которые могли бы стимулировать подобные ожидания.
При этом в июне сократилась доля россиян, дающих негативный прогноз развития экономической ситуации. Увеличилось число тех, кто считает, что самые тяжелые времена остались в прошлом (с 19 до 21%). Эксперты отмечают, что чем беднее группа населения, тем более пессимистично смотрят ее представители на перспективы развития событий в стране. Индекс ожиданий у семей с плохим и очень плохим материальным положением оказался на 25 пунктов ниже среднего, а у семей, оценивающих материальное положение как хорошее и очень хорошее, индекс поднялся на 30 пунктов выше среднего.
Затяжной спад доходов заставил россиян адаптироваться к условиям новой экономической реальности и перейти к стратегии «осторожного» потребительского поведения. С февраля по май 2016 года доля сбережений держится выше докризисных показателей 2012–2013 годов, население формирует «подушку безопасности», утверждают авторы мониторинга. Также россияне продолжают отказываться от заемных средств: объем кредитов, предоставленных физическим лицам, в реальном выражении продолжает сокращаться, и это происходит прежде всего за счет сужения сегмента потребительских кредитов.