В Греции заново создадут Седьмое чудо света

Colossus_of_Rhodes2

На месте слияния Средиземного и Эгейского морей у самого берега современной Турции находится небольшой греческий остров Родос.

По легенде, когда Зевс делил землю между богами, Гелиос – бог солнца отсутствовал. Было утро и Гелиос на золотой колеснице совершал ежедневный путь по небосводу. Вернувшись, Гелиос потребовал себе остров, который заметил, ещё когда медленно восходил из вод на небо. Это был – Родос. Зевс согласился. Родос был поднят со дна моря Гелиосом. С тех пор Гелиос стал особо почитаемым богом на острове.

Жители Родоса — отчаянные мореплаватели — хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоевывали. Один из наследников империи Александра Македонского царь Сирии и Передней Азии – Деметрий Полиоркет начал войну против острова Родос. Его огромный флот подошёл к острову, высадился на берег и окружил город. Жители Родоса мужественно оборонялись и думали, что отобьются.

Однако Деметрий выставил против них новейшее (для того времени) орудие военной техники – башню гелеполу, что означало «берущая города». Гелепола была создана афинским архитектором Эпимахом.

AAB-35_zps062158d4

Это — дубовая девятиэтажная башня обитая железом высотой около 30 метров, шириной 15 метров, на колёсах, с таранами, перекидным мостом и площадками для десанта, с катапультами, позволяющими метать камни весом до 100 кг на расстояние в несколько сотен метров. Она стояла на гигантских деревянных колёсах, для её обслуживания требовалась помощь 3400 воинов.

Тараны башни пробили в городской стене огромную брешь, родосцы понимали, что такую технику им не одолеть. Тогда они обратились за помощью к своему покровителю – богу Солнца Гелиосу. Они поклялись, что если бог поможет им победить, то в благодарность установят в его честь статую, которая будет выше ужасающей башни. И бог помог… Ночью самые отчаянные защитники выбрались через пролом наружу и выкопали яму и замаскировали её.

Утром начался штурм, башня двинулась вперёд, неожиданно попала в яму и застряла. Мало того – башня загородила собой пробитую в стене брешь. Спустя некоторое время Деметрию пришлось вернуться со своим войском на корабли и уйти с острова, подписав с жителями договор о мире.

Так в конце IV века до н.э. (весной 304 года до н. э.) народ Родоса отпраздновал победу. Они благополучно отстояли свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Покидая Родос, греки побросали часть осадных сооружений. Один вид этих адских машин вызывал у мирных родоссцев отвращение, напоминая о лишениях и ужасах осады. Поэтому они с радостью согласились, когда купцы захотели купить гелеополу "на металлолом", за триста таланов, по тем временам сказочно большую сумму.

На эти деньги решили возвести величественный бронзовый колосс почитаемого ими бога Гелиоса, в знак благодарности за его заступничество.

«Колосс» — по-гречески значит «статуя», позже получило значение статуя огромных размеров или исполин.

Родосцы заказали скульптору Харесу из Линда, ученику знаменитого Лисиппа, восемнадцатиметровую статую. Ваятель предложил сделать Гелиоса стоящим. По замыслу автора, солнечный бог должен предстать в виде стройного юноши в венце, который в левой руке держит ниспадающий до земли плащ, а правую приложил ко лбу, словно вглядываясь в даль. Такая поза не соответствовала канонам (бог должен был, по меньшей мере, благословлять своим жестом), но Харес понимал, что колосс не удержится, если протянет руку вперёд. Проведённые им расчеты показали, что рука могла бы обломиться под тяжестью собственного веса. Затем родосцы потребовали увеличить высоту статуи вдвое, и Харес (не отличавшийся умением считать), просто удвоил ранее оговорённую сумму.

Для скульптуры на искусственном холме Харес установил три каменных столба, скреплённые железными балками. Две из них были основаниями для ног, третья — для плаща гиганта. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас. Сначала каркас покрывали глиной, а сверху — большими чеканными бронзовыми листами толщиной 1,6 миллиметра. Сборка статуи велась снизу вверх — сначала формировались ступни, затем икры и т.д.

m4bfff09b (1)

Заканчивая очередной ярус статуи, помощники огораживали его досками, чтобы не повредить и подсыпали под ноги песок, создавая, таким образом, площадку для работы на более высоком уровне. Полую статую, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать её устойчивее.

0_26c35_92f41e9c_XL

y_d0dc1f54

К тому дню, когда скульптор собирал на голову статуи венец, к его ногам поднималась высокая песчаная насыпь в виде винтовой лестницы.

Двенадцать лет продолжалось строительство, и только когда холм вокруг колосса был убран в 280 г. до н.э., перед изумленными родоссцам над берегом моря предстал сияющий Гелиос.

3

928d39bd400e027a5fa974bb577aaaee_resize_keep_680_None

Родосцы оказались ловкими торгашами. Первоначально они заказали Харесу восемнадцатиметровую статую. При этом, заранее твёрдо условились о цене, включая плату за работу и использованные материалы. В итоге, на изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (талант – 26 кг., соответственно около 13 и 8 тонн). Лишь значительно позже Харес понял, что родосцы его провели. Ведь в действительности расходы на работу и материалы возросли в восемь раз. В результате Харес обанкротился и, завершив статую, покончил жизнь самоубийством.

Поскольку никаких изображений Гелиоса не сохранилось, судить о том, как выглядела статуя можно лишь на основании письменных источников. По сохранившимся описаниям, 35-метровый (это — почти в три раза выше "Медного Всадника" в Санкт-Петербурге) Колосс был возведён на постаменте. Его голову украшал золотой венец в форме семи расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, который служил третьей точкой опоры (кроме ног) и придавал фигуре устойчивость, а правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали, либо удерживал факел.

colossus-of-rhodes-wallpaper-7-background-wallpaper

3-7-wonders-of-the-world-www.FabulousTraveling.com_

793572e0

3866163128_46f720980f_b

fdb7d4e3-50cc-4980-b4d8-31f03189712d

rodos-heykeli

rod3

1415856612_7687-fbpost

Древние греки и раньше чествовали своих богов сооружением громадных статуй. Такими были, например, знаменитые произведения Фидия бронзовая статуя Афины-Градохранительницы в афинском акрополе, статуя Афины-Девы в Парфеноне, статуя Зевса в олимпийском храме. На острове Родос уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Но бронзовое изваяние Гелиоса превзошло всех других колоссов. Эта скульптура породила своего рода моду на гигантские статуи, Древний Мир заболел гигантоманией.

Однако сверкающий бог, которого можно было увидеть за много километров от Родоса, оказался недолговечен. Примерно через 56 лет (в 226 году до н.э.), после завершения строительства, сильное землетрясение свалило Колосса. Он переломился на уровне колен.

1905

Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах", означающее что-то величественное с виду, но слабое изнутри.

Оракул велел не восстанавливать статую, предвещая, что на Родос обрушатся несчастья. Но родосцы ослушались — очень уж дорог им был славный Гелиос, и пытались поднять колосса. Из этого ничего не вышло. Не помогли даже несколько сот талантов меди и лучшие мастера, присланные Египетским царём.

Дальнейшая судьба Колосса печальна… Статуя пролежала более 900 лет. Люди отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки скульптуры. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. По его свидетельствам, лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

kolos1

Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Однако есть опровержения, что этого быть не могло, так как ширина устья гавани составляла примерно 400 метров, а статуя была всё-таки не настолько колоссальной.

По другим предположениям Колосс стоял на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме, смотрел на море и гавань и был виден подплывающим с соседних островов судам.

Наиболее вероятно предположение о том, что скульптура располагалась в центре города на торговой площади между морем и городскими воротами, на насыпном холме высотой 7 метров, с лицом, повёрнутым на восток. Оттуда бог Солнца начинал ежедневный объезд небесного свода.

В 977 году Родос захватили арабские воины, нуждавшийся в деньгах их наместник продал расколотую скульптуру одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку в Эдессу, разрезал его на части, ободрал бронзовые пластины и нагрузил ими 900 верблюдов.

Казалось бы, Колосс Родосский теперь навсегда исчез в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от одного из семи Чудес Света, созданных в античный период.

В ХХ веке предпринимались неоднократные попытки воссоздать Колосс. В 2004 году российский скульптор Зураб Церетели даже был приглашен поучаствовать в конкурсе проектов статуи нового Колосса Родосского, который планировали установить в США. По задумке авторов, он должен был превзойти статую Свободы, затмив все прочие колоссальные постройки, когда-либо создававшиеся человечеством. Но, то ли заклятие Оракула всё ещё действует, то ли Гелиос обиделся на землян, только воссоздать Колосс Родосский — шестое Чудо Света, ещё никому не удавалось.

Сегодня туристы посещают порт Мандраки, где находится средневековая крепость. В древности там находилась скульптура Колосса Родосского.

 

Список источников литературы:

  • Воскобойников, В.М. Чудеса света [Текст] /В.М. Воскобойников.- М.: Оникс, 2008.- 96 с.: ил. [С. 72 — 81].
  • Все о чудесах света [Текст] : атлас – справ. /ред. С. Ю. Раделов.- СПб. : ООО «СЗКЭО», 2007. — 208 c. : ил. [С. 12 — 13].
  • Замаровский, В. Путешествие к семи чудесам света [Текст] /В. Замаровский.- М.: Дет. лит., 1980.- 367 с. [С. 293 — 328]. — (Библиотечная серия).
  • Калашников, В. Чудеса света. Древний мир [Текст]: занимательная география /В. Калашников.- М.: Белый город, 2007.- 47 c. : ил. [С. 10].
  • Крылов, Г.А. Чудеса света [Текст] : шк. путеводитель.- СПб. : «ББК», 2010.- 80 с. : ил. [С.35 — 37].
  • Литература и искусство [Текст]: универс. энцикл. школьника / сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев 1995. – 480 с.: ил. [C. 366 — 368].
  • Литвинова, У. Семь чудес света [Текст] /У. Литвинова.- 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 224 с. [С. 153 — 171].- (Золотой фонд).
  • Лучесской, К. От пирамиды до телебашни [Текст] /К. Лучесской.- М.,1979.- 64 с. : ил. [С. 51-52].
  • Малофеева, Н. Н. Чудеса света [Текст] /Н. Н. Малофеева, И. В. Травина, Е. В. Широнина.- М.: РОСМЭН — ПРЕСС, 2008.- 95 с.: ил. [С. 18 — 19].
  • Мороз, В.В. Европа [Текст]: научно-популярное издание для детей /В.В. Мороз, Л.Л. Бурмистрова.- М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.- 111 с. [С.4 — 5].- (Восьмое чудо света).
  • Нейхард, А.А. Семь чудес древнего мира [Текст] /А. А. Нейхард, И.А. Шишова.- М-Л. : Наука, 1966.- 134 с. [С. 91 — 104].
  • Низовский, А.Ю. Величайшие чудеса света [Текст]: энцикл. справочник /А.Ю. Низовский.- М.: Вече, 2008.- 512 с. [С. 427 — 428].- (Величайшие тайны мира).
  • Панкратова, Т. Семь чудес света [Текст]: колосс Родосский; цикл занятий /Т. Панкратова, О. Скуратова //Искусство.- 2008. — № 15.- С.6 -7
  • Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] /С. М. Петкова.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 506 с.: ил. [С. 129 — 130].- (Справочник)
  • Райхард, Г. Семь чудес света [Текст] /Г. Райхард; пер. с нем. В.Ф. Полежаевой.- М.: Слово.- 48 с. [С. 41 — 44]. — (Что есть что).
  • Райхард, Х. Чудеса света [Текст] /Х. Райхард; пер. с нем. Т. Семеновой.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 48 с. : ил. [С.40 – 44]. — (Зачем и почему).
  • Самин, Д. К. 100 великих памятников [Текст] /Д. К. Самин.- М. : Вече, 2009. – 432 с.: ил. [С. 60 — 63]. – (100 великих).
  • Семь чудес света [Текст]: научно-популярное издание для младшего и среднего школьного возраста /авт.-сост. В. Авдеенко.- М.: Стрекоза, 2000.- 17 с. : ил. [С. 5].- (Краткая энциклопедия школьника).
  • Симон, Филипп Чудеса света [Текст] /Филипп Симон, Мари_Лор Буэ; пер. с фр. В. Новичкова.- М. : Махаон, 2012.- 123с. : ил. [С. 15].
  • Черняк, В.З. Семь чудес и другие [Текст] /В.З. Черняк. — М.: Знание, 1983.- 208 с.: ил. [С.33 — 35].
  • Чудеса мира [Текст] : дет. иллюстр. энцикл.- Минск: Современный литератор, 2008.- 159 с. : ил. [С. 45].
  • Шедевры архитектуры [Текст] /авт.-сост. С.А. Плешаков.- М.: Вече, 2002.- 207 с.: ил. [С.50]. — (100 самых самых).
  • Я познаю мир. Чудеса света [Текст]: энциклопедия /авт.-сост. Н.З. Соломко.- М., 2002.- 477 с. [С.24 – 26 ].

Источник

Запись опубликована в рубрике Международные новости с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.