25 декабря 2015 года в столице наконец-то открылось движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю
Шестиполосный Алабяно-Балтийский тоннель располагается в Северном административном округе Москвы на пересечении Балтийской и Большой Академической улиц с Рижским направлением Московской железной дорогой (МЖД). Проходит на глубине до 25 м под двумя автомобильными и тремя тоннелями Замоскворецкой линии метро, Ленинградским проспектом и действующим участком МЖД.
Общая протяженность тоннеля составляет 1 тыс. 935 м (по три полосы в каждом направлении). Длина бокового выездного тоннеля равна 848 м (две полосы в одном направлении).
Предполагается, что после полного запуска Алабяно-Балтийский тоннель сможет существенно разгрузить Ленинградское шоссе в районе развязки на Соколе.
Рядом с Алабяно-Балтийским тоннелем организованы 572 парковочных места на трех подземных уровнях. Въезд на парковку и выезд с нее расположены на Балтийской улице.
История
Новая дорога, соединяющая улицы Алабяна и Большую Академическую включалась в планы развития дорожной сети Москвы с начала 1950-х гг. Первоначально планировалось построить мост, однако этому мешала близость жилых домов. Строительство подземной трассы откладывалось, поскольку в 1961 г. был построен Ленинградский тоннель и, рядом с ним, — тоннели Замоскворецкой линии метро (включая ответвления к депо после станции "Сокол"). К середине 2000-х гг. развязка на Соколе уже перестала справляться с потоком автомобилей. 23 января 2007 г. было подписано постановление правительства Москвы о реализации проекта "Большая Ленинградка", предусматривавшего расширение Ленинградского шоссе и реконструкцию развязки на Соколе. 30 октября 2007 г. тоннель между улицами Алабяна и Большой Академической был включен в перечень приоритетных проектов, при этом работы по строительству тоннеля начались уже в августе того же года.
Строительство
Проектирование тоннеля с 2006 г. вел ОАО "Метрогипротранс", генеральным подрядчиком было выбрано ООО "Научно-производственное объединение "Космос". Строительство столкнулось с рядом сложностей: — необходимость переноса железнодорожных путей для строительства тоннеля под сортировочной станцией "Подмосковная"; — обеспечение бесперебойного движения поездов метро при прокладке тоннелей под ними; — решение проблемы водоносных грунтов. В частности, трасса пересекала русло подземной речки Таракановки. Строительная площадка тоннеля была полностью затоплена 10 июля 2009 г. из-за проливного дождя.
Переносы сроков сдачи и происшествия
Сроки сдачи тоннеля в эксплуатацию неоднократно переносились. В 2007 г. мэр Москвы Юрий Лужков обещал, что движение по тоннелю будет запущено в 2009 г. После многократного переноса сроков, 6 сентября 2013 г. было открыто движение по части тоннеля — от улицы Алабяна до Большой Академической. Мэр Москвы Сергей Собянин поручил открыть участок полностью до конца 2013 г., однако этому помешало банкротство подрядчика — НПО "Космос". В апреле 2014 г. подрядчик был сменен, работы продолжило АО "Мосинжпроект". В целом они были завершены к апрелю 2015 г., до декабря шел процесс оформления документации. Первоначально планировалось, что Алабяно-Балтийский тоннель войдет в состав четвертого транспортного кольца. С 2011 г., после отмены проекта кольца, этот объект рассматривается как один из участков Северо-Западной хорды, которая свяжет Сколковское и Ярославское шоссе.
Стоимость
В 2011 г. СМИ писали, что стоимость строительства Алабяно-Балтийского тоннеля — около 63 млрд руб. В 2013 г. вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин сообщил, что его стоимость превысила 70 млрд руб.