«Трейдинг как нажива»: правила инвестиций легендарного Ларри Уильямса
Легендарный трейдер Ларри Уильямс — о своих принципах инвестирования, перспективах рубля и российского рынка акций
Ларри Уильямс — один из самых знаменитых трейдеров в США, чьим именем назван технический индикатор «Процент Уильямса». Он приобрел широкую известность после выигрыша на мировом чемпионате по торговле фьючерсами в 1987 году. Тогда Уильямс сумел получить прибыль в 11376%. Приблизиться к этому рекордному результату спустя 10 лет смогла только его дочь, актриса Мишель Уильямс.
В прошедшие выходные Уильямс выступил в Москве на конференции для частных инвесторов, организованной компанией Derex при поддержке брокера «Открытие» и Московской биржи. Специально для РБК Уильямс рассказал о своих правилах инвестирования, перспективах рубля и российского рынка акций.
Когда я был молодым, я мечтал спасти мир, заниматься журналистикой, работать в Нью-Йорке. Но я ничего не знал о деньгах. В моей семье у всех всегда был начальник. Мы жили по правилу: если у тебя есть работа — ты не скулишь и не жалуешься, а работаешь. Вот и я рос с такими же убеждениями. Но затем, к счастью, понял: может быть и по-другому.
Трейдинг выглядел как легкая нажива: покупаешь акции, они растут, и ты получаешь $100. Тебе не нужно ходить на работу, у тебя нет начальника. Перспектива делать большие деньги с помощью собственного интеллекта всегда жутко увлекала меня. Мой отец был человеком труда, и он советовал работать не руками, а головой. Когда я узнал о фондовой бирже, я понял: это же именно то, о чем говорил мой отец!
Причина моего успеха — железная концентрация на рынке. Я был поглощен трейдингом, в моей жизни больше ничего не было — наверное, в тот период я был не самым приятным человеком в общении. Вдобавок я использовал очень агрессивную форму управления деньгами, добровольно идя на большие риски. Мне было все равно: я был ковбоем из Монтаны и понимал, что выживу в любом случае. Так или иначе, я был очень беден, и терять было нечего.
Трейдеры, которые много проигрывают, обычно переоценивают себя. Нужно найти такой эмоциональный уровень, где ты можешь работать и оставаться эффективным. А если ты заступаешь за черту, после которой твои эмоции уже не выдерживают размер ставки, то сразу начинаешь совершать ошибки.
Если вы можете лечь в постель ночью и спать спокойно, вы, скорее всего, рискуете недостаточно. Если совсем не можете уснуть — рискуете чересчур. А если просыпаетесь 1-2 раза, то рискуете в самый раз. Я всегда понимал: если я сам не заработаю себе на старость, то просто останусь ни с чем. И для меня это был наибольший риск, которого я стремился избежать любой ценой.
Думаю, я никогда не испытывал страх в том виде, в каком его испытывает большинство людей. Я, конечно, мог нервничать, но никогда по-настоящему ничего не боялся. Я ездил в археологическую экспедицию в Саудовскую Аравию, где мы попали в тюрьму — люди страшно переживали, а я просто знал: Бог обо всем позаботится, я обязательно выберусь. Так что я никогда не волновался о своем будущем.
Я довольно медленно учусь: если совершу одну и ту же глупость 10-15 раз, то тогда, может быть, сделаю вывод. В начале карьеры вместо того, чтобы ставить на лучшие товары в каждой категории, я ставил на весь рынок. И если я проигрывал, то терял сразу все позиции. Нужно иметь равные ставки в каждой категории товаров: одну ставку в зерновых, одну — в металлах, одну — в валюте и так далее. Сейчас я вижу, как люди покупают золото, серебро, платину, палладий. Но что-то получиться может только с одним из этих товаров.
Слово «спекулянт» происходит от латинского «наблюдать». И одно из моих наблюдений состоит в том, что если все о чем-то говорят, то вы, скорее всего, опоздали. Все пьют воду «Perrier» — скоро это уже будет не модно. Обычно популярность довольно быстро проходит. Сейчас, например, люди не очень много говорят о золоте — скоро на рынке будет ценовой минимум, и в следующем году наступит отличный момент для покупки.
Мы все любим ждать до последнего, прежде чем вступить в игру. Мы боимся покупать, когда цены падают, а именно тогда это и нужно делать. Успешный трейдер должен научиться думать контринтуитивно: что хорошо для всех, то плохо для меня, и наоборот. Я рассматриваю голод, войны и природные бедствия как отличные возможности. Люди бегут от них, я бегу к ним — ведь это и есть шанс.
Трейдер Ларри Уильямс. Фото: Пресс-служба «Открытие Брокер»
В США очень много возможностей для инвестиций, и я говорю об этом не просто как американец. Если ты нарушаешь правила, то идешь в тюрьму, поэтому нашим экономическим показателям можно доверять. Можно ли доверять Китаю — кто знает. Индии я бы доверять точно не стал.
Стабильность страны — наиболее важный критерий при оценке рисков. Зачем идти в Мексику или Индию, если в Америке можно сколотить огромное состояние, хотя бы продавая пиццу? Еще определенные возможности есть в Китае, но тут нужно быть осторожным. Ну и Россию я бы однозначно не стал списывать со счетов. Я ожидаю устойчивый рост вашего рынка в следующем году, с хорошим моментом для покупки в апреле.
На Россию у меня другой взгляд, нежели у большинства американцев или, возможно, даже русских. Несмотря на большую экономическую зависимость от нефти, я вижу в этой стране огромные возможности. Кроме того, я думаю, что Путин вернул страну на мировую арену, что вызывает у многих американцев страх и уважение. Это гораздо более сильный лидер, чем Обама когда-либо был. А для роста экономики как раз нужна динамичная сила.
В потенциал России я верю потому, что у вас есть природные ресурсы и люди. Когда я читал здесь лекции, в зале никто не спал, многие записывали. Русские любят зарабатывать деньги. К сожалению, американцы сегодня больше не усердные работяги. В России люди хотят жить лучше, и это непременно у вас получится. Люди — важнейший актив, и в данном случае он присутствует.
В России я бы смотрел на недооцененные акции. Если вы хотите быть долгосрочным инвестором (а я знаю очень мало людей, которым долгое время удается быть успешными в краткосрочной торговле), нужно искать именно такие акции. Их можно выявить по коэффициенту цена/выручка и цена/прибыль — ничего чересчур сложного. Я бы обратил внимание на «голубые фишки» с низкими коэффициентами, и в этой группе купил бы самые дешевые акции.
Рубль сейчас находится на достаточно низком уровне, но он очень сильно привязан к нефти. По моим краткосрочным прогнозам, нефтяные котировки пойдут вверх в первой половине следующего года, за ними последует и рубль.
По поводу людей, которые вечно предсказывают крах мировой экономики, — это полные идиоты. «Кассандры», которые говорят, что завтра доллар рухнет и все развалится — я слышу это уже 55 лет подряд. Можно подсчитать, сколько таких людей разорилось на вере в свои прогнозы, но самое ужасное в том, что они мешают другим инвестировать в будущее. Такие «эксперты» питаются пессимизмом, ходят по миру с вестями о конце света и делают на этом состояние. Я всегда говорю им: «Эй, послушайте, сейчас мы живем лучше, чем когда бы то ни было! И наше будущее тоже будет светлым».