Как братский народ уводят на Запад.
В Белоруссии, которая еще недавно именовалась частью «триединого русского мира», полным ходом идут те же процессы, что и на Украине, бьют тревогу эксперты. Кто и как уводит братский народ от России на Запад и что с этим делать, разбиралась «Русская планета».
Поворот тихой сапой
Белорусский национализм пробудился сразу после развала Советского Союза. С приходом к власти Александра Лукашенко националистическая повестка на какое-то время ушла на второй план, но процесс поиска новой белорусской идентичности возобновился вовсе не год назад, в связи с событиями на Украине, а значительно раньше.
«Еще когда при Ельцине началось строительство Союзного государства, Лукашенко понял, что всегда будет на вторых ролях, и изменил свою политику. Это повлекло за собой ревизионизм практически во всех сферах, пересмотр национальной идентичности и приватизацию властями националистической риторики», — рассказал «Русской планете» Сергей Шиптенко, белорусский политолог и главный редактор журнала «Новая экономика».
Процессы, происходящие в Белоруссии, могут быть куда более опасными, чем на Украине, поскольку осуществляются «тихой сапой», считает Кирилл Аверьянов, эксперт фонда «Народная дипломатия» по вопросам Белоруссии, один из авторов исследования «Белорусский национализм против Русского мира».
По его словам, с момента развала СССР Москва происходящим в Белоруссии почти не интересовалась, и только после событий на Украине Россия решила посмотреть, что же там происходит. И выяснилось, что дела идут не лучшим образом.
«При отсутствии реакции со стороны Москвы белорусские власти решили, что все можно — менять таблички, проводить дерусификацию, запускать на ТВ ненавязчивые передачи, где белорусы представлены шляхетной нацией, и так далее. Что произошло: Лукашенко взял на вооружение идеи националистов, признал территориальную целостность Украины и даже начал говорить о гипотетической войне между Россией и Белоруссией, чего раньше не было. Все это очень тревожные знаки».
Белорусы против Новороссии
Разворот на Запад очень понравился белорусским националистам. По информации украинского издания Тиждень.ua, воевать в Донбассе за Украину отправились 80-100 белорусов.
Летом 2014 года из них формировали даже отдельные боевые подразделения — например, отряд сопротивления «Погоня»: в его рядах числилось, по разным оценкам, около 20 человек.
Своих планов участники добровольческих батальонов не скрывают. Как рассказал в интервью телеканалу «Белсат» один из бойцов, «мы все убеждены, что Украина победит, и дальше нас ждет борьба за независимую Белоруссию».
Конфликт на Украине позволил белорусской националистической оппозиции получить боевой опыт, и он может быть использован в случае обострения политического противостояния в самой Белоруссии. Лукашенко, разумеется, ожидает такого поворота событий, власти располагают информацией об участии белорусских граждан в войне на стороне Украины, однако председатель белорусского КГБ Валерий Вакульчик заявлял, что среди тех, кто вернулся, вызывающих опасения не видит. Тем не менее задержания бывших бойцов властями проводились.
Скорее всего, власть держит в голове некий сценарий относительно националистов и при определенном раскладе событий сможет опереться на них, считает Кирилл Аверьянов.
«Есть большая опасность, что те, кто воевал за «Правый сектор» (запрещенная в России экстремистская радикальная организация. — РП.), продолжат борьбу не столько против Лукашенко, сколько против пророссийских активистов. От лидеров белорусских радикальных оппозиционеров уже звучат призывы объединиться с Лукашенко ради борьбы с Путиным, а не так давно на сайте движения «Молодой Фронт», которое активно сотрудничает с тем же «Правым сектором», появился список под названием «100 очагов кремлевской агрессии в Белоруссии». В него попали, например, члены русских казачьих православных организаций, которые, по мнению «Молфронта», готовят захват Белоруссии Россией».
Язык
По итогам референдума 1995 года русский язык получил статус второго государственного. Стоит отметить, что практически все жители республики общаются между собой на русском: это основной язык общения в стране. Однако в 2014 году Лукашенко внезапно заявил: «Eсли мы разучимся говорить на белорусской мове — мы перестанем быть нацией».
В Белоруссии повсеместно заменяют городские указатели, объекты топонимики: названия населенных пунктов, рек — теперь на белорусском. «В реальности на белорусском никто не говорит, — рассказывает Кирилл Аверьянов. — Однако государство навязывает белорусский язык в качестве родного».
Лукашенко наступает на украинские грабли, полагает эксперт: «белорусизация» может привести к таким же результатам, что и на Украине, где последовательное навязывание украинского языка в традиционно русскоязычных регионах стало в итоге инструментом развязывания гражданской войны.
Церковь
Процесс «белорусизации» затронул и Церковь. Белорусская православная церковь (БПЦ) сегодня — это экзархат Московской патриархии. Экзархатом называют церковный округ, расположенный за границей страны, где действует «материнская» Церковь.
Однако это не помешало Лукашенко встретиться в Стамбуле с Константинопольским патриархом Варфоломеем в 2010 году. На этой встрече могли обсуждать вопросы автокефалии, предположили греческие СМИ, которые традиционно осведомлены о том, что происходит в церковном мире.
О взятом курсе на самостоятельность говорит и то, что проповеди и богослужение в стенах БПЦ все чаще проводятся на белорусском языке. Это пришлось по душе националистам и одновременно с этим негласно поддерживается и властями. В июле 2013 года Лукашенко на пресс-конференции заявил, что является сторонником постепенного реформирования Церкви — начиная от церковного языка и заканчивая продолжительностью служб.
Прото-Белоруссия
В 1991 году вопрос о выходе Белоруссии из СССР не стоял, людей просто поставили перед фактом, что Союза нет. Единственный способ обосновать существование белорусского государства — создать миф о том, что белорусы не русские. Концепция триединого русского народа, ранее принимавшаяся за основу, ныне забыта.
«Белорусские националисты еще в начале XX века считали великороссов смесью разных народов, а себя — чистокровными славянами, «имеющими балтский субстрат». Одновременно с этим они приватизируют части литовской и в особенности польской истории. И вот уже белорусами становятся шляхтичи, Речь Посполитую называют своим государством, а участников Польского восстания против России 1863 года почитают за национальных героев», — говорит Кирилл Аверьянов. В самой Польше, ведомой США, такие кульбиты соседей стараются не замечать, добавляет эксперт.
«Противопоставление себя России исключает любую возможность диалога с ней в будущем, делает невозможной адекватную политику, — говорит РП Мачей Вишневский, журналист польского еженедельника Nie. — Если белорусские националисты хотят следовать за своими польскими коллегами, я им сочувствую. 20 лет назад Польша ступила на этот путь, дала волю своим националистам и вместо того, чтобы стать мостом между Россией и Европой, заработала репутацию самой русофобской страны в мире, к которой в Европе всерьез не прислушиваются».
Иностранные агенты
Тем не менее Литва и в особенности Польша активно принимают участие в «демократизации» Республики Беларусь. В докладе о работе там польских и прибалтийских НКО, подготовленном аналитическим порталом Rubaltic.ru, Польша и Прибалтика называются «ретрансляторами демократии». Они действуют на региональном уровне и претворяют в жизнь политику из «центров демократии» — европейских и американских некоммерческих фондов.
Аккумулированием западного финансирования и перенаправлением его в русло «демократизации» Белоруссии занимается, в частности, польский фонд имени Казимира Пулакского, спонсором которого выступает среди прочих Совет Европы.
Другой польский фонд имени Стефана Батория на средства «Открытого общества» Джорджа Сороса финансирует проект под названием «Школа лидеров» — здесь готовят прозападную политическую элиту.
Польский фонд «Солидарность», который спонсирует американский USAID, помимо стандартного набора по работе с оппозиционными общественными активистами занимается подготовкой наблюдателей на выборах.
Таких фондов, по оценкам авторов доклада, в Белоруссии очень много. Только одна из программ под названием «Группа Заграница» объединяет в себе 59 польских НКО. На средства, выделяемые польским правительством, в Белоруссии запущен телеканал Belsat TV, радиостанции «Радыё Рацыя», «Еврорадио» и другие СМИ.
«Москва всегда поддерживала лично Александра Григорьевича Лукашенко. Но как только он стал колебаться — оказалось, что у России вообще нет никаких рычагов влияния! — говорит Сергей Шиптенко. — У нас нет ни одной российской FM-радиостанции, ни одного телеканала, ни одного научного издания. Есть телевизионные каналы, но, по сути, это белорусские каналы, которые работают под брендом российских, по франшизе, а все материалы там идут с купюрами».
По словам эксперта, российские НКО все же присутствуют в Белоруссии, но все они либерального толка и по факту тоже работают против Москвы.
Украинский сценарий
По мнению экспертов, в Белоруссии вообще нет пророссийской оппозиции. «Если Запад активно инвестировал в молодых интеллектуалов, в партийное строительство, то Россия инвестировала конкретно в укрепление режима Лукашенко. Россия устранилась от влияния на Белоруссию», — говорит Кирилл Аверьянов.
По его словам, нужно 7-10 лет, чтобы полностью переформатировать сознание молодежи: «Пока инерция тяготения к России еще есть. Но нужно понимать, что с каждым годом Белоруссия уходит от нее все дальше».
Выходом из сложившейся ситуации может быть инкорпорирование Белоруссии в единое политическое пространство с Россией, говорит Аверьянов. Еще в 1997 году был подписан договор о создании Союзного государства, который так и не был до конца реализован из-за отсутствия политической воли со стороны России. Согласно этому документу у России и Белоруссии должны быть совместное гражданство, унифицированное законодательство, общий парламент и согласованная внешняя политика.
«Россия до конца не осознает опасность ухода Белоруссии в сторону Запада. Все это печально, поскольку в будущем в Белоруссии гарантированно будет реализован украинский сценарий», — заключает Аверьянов.