Исторический музей – обладатель небольшой, но очень ценной коллекции фарфоровых пасхальных яиц, связанных с историей Дома Романовых.
Первые экземпляры появились в России к Пасхе 1749 года – их изготовил изобретатель русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов. С тех пор одаривание фарфоровыми яйцами стало одним из непременных ритуалов праздничного дворцового этикета. В Историческом музее, где выставлено около 50-ти раритетов, побывали корреспонденты «Новостей культуры».
Традиция дарить и расписывать фарфоровые яйца родилась в России и стала непременным атрибутом Пасхи. Подарок красивый и дорогой – его украшали в основном росписями на религиозные темы. Например, когда в 1858-м году был построен и освящен Исаакиевский собор в Петербурге, многие лики святых попали на фарфоровые пасхальные яйца.
«Когда был освещен Владимирский собор в Киеве в репертуаре мастеров Императорского завода появились образы из этого Собора с фресок Васнецова, о которых Николай Второй писал в своем дневнике и назвал их идеальными, – рассказывает научный сотрудник отдела керамики и стекла Государственного исторического музея Елена Смирнова. – В частности, в нашей коллекции представлен заглавный образ традиции пасхального яйца – образ Марии Магдалины».
Каждый экспонат, представленный на выставке, связан с императорской фамилией. На яйце, датированном 1760 годом, изображено Воскресение Христово. Можно увидеть и яйца, изготовленные в 1916, к последним пасхальным праздникам царской семьи.
Тогда существовал обычай поздравления императорской семьёй нижних военных чинов Гвардейского морского экипажа и Лейбгвардии.
"Утром на Пасху, в Гвардейский морской экипаж, приезжала шеф экипажа — вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна в сопровождении сына — Императора Николая второго с женой — Адександрой Фёдоровнй и с детьми. Алексея, как правило нёс на руках денщик ( матрос экипажа ) А. Деревянко.
Экипаж в полном составе выстраивался на плацу. Два матроса выносили две больших корзины с раскрашенными пасхальными яйцами. Император шёл вдоль шеренги и христосовался с каждым матросам, вручая пасхальное яйцо.
Офицерам и унтер офицерам вручали фарфоровые пасхальные яйца изготовленные по специальному заказу Императора к Пасхе.
У моего прадеда, Самойлова Фёдора Ивановича, боцмана Гвардейского морского экипажа, дома, на каминной полке, стояло более десятка таких яиц" — рассказал Синельников Константин Юрьевич. "
"История матроса Деревянко, как он попал в денщики цесаревича Алексея, тоже связана с Пасхой. В тот день мой прадед был дежурным по роте, дневальным в помещении экипажа был Алексей Деревянко. Матросу было скучно в пустом помещении и вот он услышал, что раздались шаги, и он решил пошутить. Зажёг свечку, лёг на кровать, сложил руки на груди с горящей свечкой изображая мёртвого. Шаги приближались всё ближе. Деревянко слегка приоткрыл глаза и …. Увидел Шефа Гравдейского экипажа, Марию Фёдоровну, Императора Николая второго с семьёй, командира экипажа и сопровождавщих императорскую семью офицеров экипажа. Командир экипаэа сначала онемел от увиденного, но потом его прорвало, и он приказал арестовать матроса Деревянко и отправить его для дальнейшего прохождения службы в штрафные раты. Но тут вмешался цесаревич Алексей. Он сказал, что этот матрос очень смешной, и попросил отца ( Николая второго) отдать этого матроса ему в денщики. Так матрос Алексей Деревянко стал денщиком наследника Алексея, а мой прадед получил несколько суток ареста за то, что проворонил этого балбеса. Эту Пасху он запомнил на всю жизнь и считал, что легко отделался"
Вернёмся к фарфоровым пасхальным яйцам.
Фарфор – материал благородный, но сложный. Так на изготовление самой формы уходило несколько дней, при этом получалось до сорока процентов брака. На выставке желающие могут расписать фарфоровые яйца – попробовать себя в роли мастера.
При росписи яйца очень важно наносить краску, чтобы не было белых пятен, чтобы рисунок был ярким и точным.
На выставке представлено 50 пасхальных яиц – две трети из коллекции Исторического музея. Он изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Экземпляры редкие и значимые, как для декоративно-прикладного искусства, так и для истории России.