Вечно молодой "Учитель танцев" сегодня отмечает своё столетие на сцене театра Советской армии в главной роли в спектакле "100, или танцы со временем"поставленный Юлием Гусманом.
Сегодня, хочется выразить любимому актёру своё восхищение и любовь.
Три поколения советских людей выросли на спектаклях Владимира Зельдина в театре и на незыбываемых ролях в кино.
Показательно, что люди родившиеся уже не в СССР, а в России, тоже прекрасно знают роли Зельдина и считают его самым выдающимся актёром современности. Какой огромный талант надо иметь, чтобы на протяжении 80 лет быть любимым актёром миллионов людей разных возрастов и разных эпох.
В сотый свой день рождения, Зельдин также будет исполнять свои любимые песни и стихи. Кроме того, зрители увидят отрывки из пьес и фильмов, принесших актеру славу.
В театре ожидают поздравления от Иосифа Кобзона и Александра Ширвиндта, Михаила Жванецкого и Владимира Васильева, Геннадия Хазанова и Тамары Гвердцители, артистов Большого театра, цирка братьев Запашных, «Вивальди-оркестра», ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Билеты на юбилейный вечер в кассе театра были раскуплены моментально.
Ничего удивительного — любовь к Зельдину поистине всенародна. Он один из самых благородных и светлых наших артистов. Его энергии в столь почтенном возрасте можно только удивляться и восхищаться. Зельдин — старейший в мире из играющих актеров.
Он родился в 1915 году в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье учительницы и музыканта. В пятилетнем возрасте с родителями, братом и тремя сестрами переехал в Тверь, а в 1924 году семья перебралась в Москву, где Владимир стал учиться в военизированной школе на Таганке. Мальчик научился играть на рояле, скрипке и трубе, а стать хотел артистом балета. Мечтал поступить в хореографическое училище при Большом театре, но отец был против, так как думал, что сын тоже должен стать музыкантом. А другой мечте — о карьере военного моряка — сбыться помешало плохое зрение.
Родителей Владимир потерял рано, еще когда был учеником старших классов. После школы пошел на завод учеником слесаря, но долго там не задержался — работа показалась скучной. Узнал, что Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС, из которого потом родится Театр имени Моссовета, набирают актерский курс. Пошел на экзамены, где читал стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят. Отчасти осуществилось и его желание быть «балетным» — на курсе преподавали танец, и Зельдин сам стал давать уроки в танцевальных студиях. А еще он ходил на занятия в кавалерийский манеж, получил значок «Ворошиловский всадник». В этом же манеже занимался Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна.
В 1938 году Зельдин был принят в труппу Театра транспорта (сейчас это Театр имени Гоголя). Один из спектаклей, «Генеральный консул», в котором артист играл рядового Гоглидзе, стал для него судьбоносным. Спектакль посмотрела ассистент Ивана Пырьева и устроила Зельдину встречу с режиссером. Так и возникла первая по-настоящему звездная кинороль Владимира Михайловича — пастух Мусаиб Гатуев в картине «Свинарка и пастух». Претендентами на эту роль было несколько грузинских актеров, но Пырьев поступил оригинально — он спросил женщин, занятых в киногруппе, кто им больше всех симпатичен. Все указали на Зельдина.
Во время съемок на Домбае пришло известие о начале войны. Группа вернулась в Москву. Вскоре появился приказ министра кинематографии о продолжении съемок. Всем мужчинам, занятым в «Свинарке и пастухе», была выдана бронь от призыва до окончания работы над фильмом. Все веселые сцены снимались на ВДНХ в перерывах между фашистскими авианалетами. А Зельдин по ночам еще дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы.
Кадр из кинофильма «Свинарка и пастух», 1941 год
Фильм был отснят в конце 1941 года и был на ура принят зрителями. А артист уехал с «Мосфильмом» в эвакуацию в Алма-Ату. Но оттуда нередко выезжал на фронт, выступать в концертных бригадах. Год поработал в алма-атинском Русском драматическом театре. В 1943 году Зельдин вернулся в Москву и снова стал работать в Театре транспорта. А в 1946 году дебютировал в Театре Красной армии, с которым, ставшим потом Театром Советской, а теперь Российской армии он уже никогда не расставался. Первая роль здесь Зельдина — Альдемаро в спектакле «Учитель танцев». Успех был оглушительным. Зельдин играл Альдемаро на протяжении 30 лет. Однажды поблагодарить его за игру в гримерку заглянула Анна Ахматова.
О военном и послевоенном времени он говорил: «Нас жизнь, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы».
Можно долго перечислять актерские работы Зельдина, в которых он поражал и глубиной и проникновенностью. Это, в частности, роли в фильмах «Сказание о земле Сибирской»,
«Укрощение строптивой», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Тайна черных дроздов», «Десять негритят», «31 июня». В театре — роли в спектаклях «Последний пылкий влюбленный», «Средство Макропулоса», «Моя профессия — синьор из общества», «Человек из Ламанчи» и десятках других.
Зельдин искренне считает Москву лучшим городом земли. Он потряс москвичей тем, что в октябре 2013 года пробежал в эстафете олимпийского огня. Очень любит спорт, с юности болеет за футболистов ЦСКА.
Накануне своего столетия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, став таким образом полным кавалером этого ордена.
— Мне посчастливилось в 1990 году сыграть с Владимиром Михайловичем в фильме «Арбатский мотив», — сказала «Русской планете» актриса, художник, дизайнер Анастасия Немоляева. — Я помню, в какой прекрасной творческой форме он был тогда. Но и сейчас, 25 лет спустя, он не теряет эту форму. Хочется пожелать ему здоровья, сил, оптимизма!
— Я всегда восхищался его мастерством и жизнелюбием, — отметил джазовый музыкант Игорь Бутман. — Он так много работал, и за это ему воздастся. Молодые люди могут позавидовать его энергии.
— После фильма «Свинарка и пастух» Владимира Михайловича стали обожать Москва, Ленинград, весь Кавказ, Алтай, Сибирь, вся страна, — сказала киновед Ирина Павлова. — Он не только замечательный актер, но и один из самых порядочных людей в актерском мире. Никогда не говорит о том, чего не знает, никогда не лез в политические игры, никогда никого не обманывал. И абсолютно независтливый. Когда он берется за роль, то спокойно соразмеряет силы. Может быть, это одна из причин его долголетия.
Помню, как он отмечал 95-летие в Петербурге. Прямо с самолета приехал в зал, вышел на сцену с хором мальчиков и запел с ним песню из «Свинарки и пастуха». Так вот, голос его был таким сильным, что всех мальчиков заглушил. Причем голос был как у сорокалетнего, максимум, мужчины! А как он блестящ в роли Дон-Кихота! Да, сегодня таких артистов, как говорится, уже не делают. И мы благодарим его не только за выслугу лет, а за то, что до ста лет он сохранил актерский и человеческий талант, и за то, что всегда был настоящим мужчиной.