В воскресенье вечером был в Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, слушал оперу Верди «Сила судьбы». Великолепные голоса, прекрасная музыка. Получил массу удовольствия. Москвичи, не упустите шанс, приобщиться к прекрасному.
Эту оперу иногда еще называют «последней мелодрамой» в оперном творчестве великого итальянского романтика. Созданная для России по заказу Императорской итальянской оперы, она знаменовала собою завершение цикла «сериальных» опер, к числу которых принадлежат «Трубадур», «Эрнани» и другие.
В этих операх сценический сюжет изобилует многослойными линиями, предысториями. С самого начала в опере ощущаются романтический дух и драматическая напряженность этой пьесы.
Посудите сами: иноверец Альваро (сын индейского вождя) влюблен в Леонору — дочь благородного испанского гранда, который препятствует их браку. Молодые люди пытаются тайно бежать, но отец девушки настигает их — и погибает от случайного выстрела Альваро. Умирающий отец проклинает несчастных влюбленных, а брат девушки Карлос на всю жизнь становится одержим идеей мести. И даже случайное знакомство с Альваро и то, что тот спасает своему несостоявшемуся деверю жизнь, не останавливает Карлоса. Исходив пол-Европы и найдя обоих разлученных судьбою влюбленных через много-много лет, Карлос вызывает на поединок принявшего постриг Альваро. И, как и прежде отец, погибает от его руки, успев, однако, нанести смертельный удар ножом сестре, неузнанно живущей отшельницей близ того самого монастыря, где нашел приют своему горю ее Альваро…
Авторы недавней столичной премьеры «Силы судьбы», опираясь на вторую редакцию оперы (премьера первой состоялась в Петербурге в 1862 году, второй — через семь лет в «Ла Скала»), для которой Верди и его новым либреттистом Гисланцони были написаны несколько дополнительных сцен, изменен финал (именно в нем Альваро остается жив) и великолепная увертюра, создали спектакль, сюжетно очень внятный и лаконичный.
Графичному художественному решению постановки вполне соответствует графика мизансцен, усиленная барельефными композициями с участием героев спектакля, которые заменили собою ряд больших повествовательных музыкальных эпизодов. Однако такая внешняя «концертность» режиссуры вполне компенсируется детальной проработкой образов героев и отменной актерской игрой, а также прекрасным вокалом молодых солистов театра. Особенно следует отметить выразительный, красивый голос Натальи Петрожицкой — Леоноры, запоминающийся тембр лирического тенора Альваро — Нажмиддина Мавлянова, колоритно звучащего Андрея Батуркина — Карлоса.
Спектакль в целом музыкально емкий, хоровой. Зрительский спектакль.
Муз. руководитель и дирижер Ф. Коробов. Режиссер Г. Исаакян. Художник С. Бархин. Художник по костюмам Т. Бархина. Главный хормейстер С. Лыков.