В Третьяковской галерее проходит персональная выставка Таира Теймуровича Салахова (род. 1928) "Солнце в зените" – классика живописи большого мастера, продолжающего работать и сегодня. В его творчестве проявились главные темы и особенности живописи 1950–2000-х годов.
Он вошел в историю искусства как ключевая фигура "сурового стиля" и остается современным мастером, чутко реагирующим на запросы времени.
Т.Салахов. Утро на Каспии. 1986
Холст, масло. 226х224. Третьяковская галерея
Мощная живопись Салахова порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Многие герои произведений художника – люди подчеркнуто мужественные, сильные духом и готовые справиться со стоящими перед ними задачами.
«Ремонтники» (1960),
Чаще всего персонажи не обращены к зрителю – они внутренне сосредоточены, изображены в момент предельной концентрации мысли.
Образы нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей, художников.
"Женщины Апшерона" (обе – 1967).
Как и многие его современники, Салахов обращался к национальным традициям. Его творчество – пример взлета азербайджанской художественной школы, вышедшей на интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная тематика проявляется в пейзажах автора.
Салахов приобрел известность еще в конце 1950-х благодаря дипломной работе и уже более полувека остается одним из самых узнаваемых и значимых отечественных живописцев.
Нефтяник с красным мундштуком
Выставка Таира Салахова объединит тех, кого вдохновляют суровые и одновременно романтические герои художника, кого привлекает строгость, лаконичность и одновременно лирическое настроение в работах мастера, кто узнает на его полотнах время собственной молодости или юности своих родителей.
Т.Салахов. Айдан. 1967
Холст, масло. 110х80. Третьяковская галерея
Произведения Салахова можно назвать по-настоящему стильными – каждое десятилетие он находил темы и художественные решения, адекватные времени. На выставке представлены работы мастера 1950–2000-х годов.
Композитор Шостакович
"Портрет композитора Кара Караева" (1960),
Принципиальное решение кураторов – уйти от сложившихся стереотипов, показать многогранность искусства мастера и эволюцию его творчества. Еще молодым автором Салахов обозначил в своих работах актуальные художественные тенденции, его картины стали манифестом искусства шестидесятников. Таковы "Утренний эшелон" (1958), "У Каспия" (1966),,
Среди философских и метафорических произведений 1970–1980-х годов важное место занимают портреты матери художника. Несколько работ этого цикла впервые собраны вместе на выставке. Социальные и политические надломы конца 1980-х – начала 1990-х привнесли в живопись Салахова тревожные и трагические тона. В XXI век зрелый мастер вошел с готовностью к переменам: его полотна приобретают небывалую прежде насыщенность цвета, фактурную эффектность, раскрепощенность и свободу.
Темы и манера живописи Салахова – автопортрет самого мастера, настоящего героя созданного им же "сурового стиля", справляющегося и с работой художника, и с ответственной административной и общественной деятельностью.
Таир Салахов реализовал себя как художник в совершенно разных стилях живописи
Коррида
Ростислав Ростропович.
Салахов стал ключевой фигурой культурного пространства второй половины XX века. В разное время художественное сообщество доверяло ему значимые должности: секретаря правления Союза художников СССР, заведующего кафедрой живописи и композиции в МГХИ им. Сурикова, вице-президента Российской академии художеств. Эти позиции дали ему возможность решать многие важные общественные проблемы, в том числе создать молодежное объединение при Союзе художников СССР. Благодаря Салахову в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд западного искусства, работы которых никогда ранее не выставлялись у нас в стране, – Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа, а также успешные выставки "12 европейских художников" и "40 художников Нью-Йорка".
Биография Таира Теймуровича Салахова
Таир Салахов родился 29 ноября 1928 года в Баку в семье партийного работника Теймура Салахова
В 1950 году Салахов окончил Азербайджанское художественное училище им. А. Азим-заде, но строчка «сын врага народа» в биографии помешала ему поступить в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Несмотря на это, в 1957 году он окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова (мастерская П. Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец. Член КПСС с 1964 года. В период с 1963 по 1974 год Таир Салахов преподавал в Азербайджанском государственном институте имени М. Алиева, а с 1975 года — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (сначала доцент, с 1973 года — профессор).
Уже первые работы Салахова, созданные во время учёбы в училище и в институте («Волны», «Эстакада» (1955), дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» (1957), привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров так называемого «сурового стиля» в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени.
Видное место в творчестве художника занимает цикл произведений о нефтяниках Азербайджана. В числе наиболее известных работ Салахова картины «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Над Каспием» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Утро на Каспии» (1986) и др.
Большой успех имела и портретная галерея Салахова, в том числе и такие работы, как «Айдан» (1967), портреты матери, «Портрет Дана» (1983), а также галерея образов деятелей культуры, в частности портреты:
композиторов Д. Д. Шостаковича, Кара Караева, Ф. М. Д. Амирова,
художника Р. Раушенберга,
актёра М. Шелла,
писателей Мирзы Алекпера Сабира, Расула Рзы, Г. Гессе, Максуда Ибрагимбекова,
виолончелиста М. Л. Ростроповича и др.
Салахов также получил признание за свои натюрморты и пейзажи Апшерона, декорации к спектаклям, работы, выполненные в США, Италии, Мексике («Мексиканская коррида»; 1969) и других странах.
Произведения Салахова представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины, и других государств бывшего СССР, хранятся во многих музейных и частных собраниях мира.
С 1950-х годов он является постоянным участником крупных республиканских, всесоюзных и международных художественных смотров. Его персональные выставки неоднократно проводились в Баку и Москве, а также во многих странах мира.
Таир Салахов внес вклад в осуществление реставрационных работ в храме Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Важные росписи в храме исполнили ученики Т. Салахова. Благодаря усилиям Салахова в России состоялись выставки таких известных зарубежных художников, как Ф. Бэкон, Г. Юккер, Д. Розенквист, Р. Раушенберг, Я. Кунеллис, Р. Тамайо и других.
Таир Салахов работал ответственным секретарем Союза художников Азербайджана (1960—1961), преподавал в Азербайджанском государственном институте искусств имени М. А. Алиева (1963—1974).
В 1984—1992 годах заведовал кафедрой живописи и композиции МГАХИ имени В. И. Сурикова, воспитал целую плеяду известных художников. Занимал должность первого секретаря правления СХ СССР (1973—1992).
С 1979 года по настоящее время является академиком-секретарем отделения живописи и членом президиума РАХ (до мая 1992 года — АХ СССР); в 1997 году избран вице-президентом РАХ.
С 1992 года — Вице-Президент Международной федерации художников (IFA).
Таир Салахов имеет множество правительственных и международных наград
Герой Социалистического Труда
орден Ленина
орден Трудового Красного Знамени (1971)
орден Октябрьской Революции (1976)
народный художник СССР (1973)
народный художник Азербайджанской ССР (1967)
орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1979)
орден Дружбы народов (1981)
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 декабря 2003) — за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 ноября 1998) — за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства
орден Гейдара Алиева (Азербайджан, 2008)
орден «Независимость» (Азербайджан)
Серебряная медаль АХ СССР (1960)
Золотая медаль имени М. Б. Грекова (1977)
Золотая медаль Российской академии художеств (1998)
Государственные премии Азербайджанской ССР (1965, 1970)
Государственная премия СССР (1968)
1-я премия Международной выставки Триеннале реалистической живописи в Софии (Болгария, 1979)
народный художник Российской Федерации (2 мая 1996)
Офицер Ордена Искусств и литературы (Франция, 12 мая 2009), за особые заслуги в развитии культурных связей между Азербайджаном и Францией
орден Почета и Славы 3-й степени (30 апреля 2010)
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 2012 год (2013) — за вклад в развитие изобразительного искусства
Премия Гейдара Алиева (2015)
Выставка продлится до 20 марта 2016 года.
Адрес музея: Лаврушинский переулок, 12. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: взрослый — 400 руб., льготрый — 150 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.