Самая неприятная ситуация, когда двигатель заглох на морозе, и все попытки его завести оказались безуспешны.
На этот случай существуют разные способы согреться, но все они сводятся к одному — необходим источник открытого огня. Это может быть костёр, спиртовая лампа, свеча. Свечи и лампы нельзя зажигать в салоне автомобиля, как и нельзя разводить костер в непосредственной близости от машины. Помните об опасности, связанной с использованием открытого огня. Ни в коем случае не засыпайте в автомобили.
Не пренебрегайте своей безопасностью. Перед длительным переездом зимой заранее позаботьтесь о теплоизоляции кузова или хотя бы капота. Перед поездкой проверьте работу двигателя и аккумулятора, запаситесь топливом, залейте хороший антифриз, утеплите сидения. Положите в багажник автомобиля липкую ленту, покрывала для окон или полиэтиленовую пленку, стеганые одеяла, теплую одежду, саперную лопатку, свечи, термос с горячим питьём.
ЕСЛИ ВЫ ВСЕ-ТАКИ ОКАЗАЛИСЬ В БЕДЕ:
• Прежде всего (если есть возможность) наберите номер экстренных оперативных служб — 112.
• Приготовьтесь к ожиданию.
• Устраняем сквозняки. Оклеиваем дверные проемы по периметру скотчем. Каким бы качественным не было уплотнение дверей автомобиля, герметичным его не назовешь. Дверное резиновое уплотнение со временем сминается и протирается. В «полевых условиях» решить эту проблему можно довольно просто – нужно взять в дорогу широкий бумажный скотч. Он и прилипает отлично, и клей после себя на поверхности не оставляет.
• Занавешиваем окна. Не секрет, что самые «тонкие» участки кузова — это окна. Быстрее всего тепло уходит именно через оконное стекло. Используйте для этого пледы, покрывала, или хотя бы полиэтиленовую пленку.
• Утепляемся сами. Зимой многие автолюбители пренебрегают теплой одеждой и обувью, мотивируя это тем, что в машине и так тепло. Однако бывалые водители никогда не выезжают из гаража зимой, предварительно не захватив с собой меховую верхнюю одежду, а также перчатки, шапку и обувь на меху.
• Дополнительно утеплить машину можно и снегом — для этого понадобится саперная лопатка. Достаточно набросать снежный валик вокруг авто до уровня дверного порога, чтобы отгородить пространство под днищем от холодного воздуха извне.
Справочник водителя
Как выжить на морозе в «заглохшем» авто?
Например, легковая машина «ушла» по зиме в кювет так, что просто тросом её не выдернешь, а «тяжёлая» техника в ближайшем хозяйстве вся в разгоне. Или – фуру выбросило за пределы дороги. А найти технику, которая сможет вытащить на дорогу тягач с гружёным полуприцепом – надо ещё постараться. Иногда же бывает, что дорожные службы просто бросают водителей на произвол судьбы. Например, так было в феврале 2007 года, когда водителям тягача-«Мерседеса» «слетевшего» с дороги возле посёлка Алнаши (трасса М7 между Менделеевском и Ижевском) пришлось провести в машине целую неделю, прежде чем удалось вытащить автомобиль. В подобном случае банальная поломка превращается в настоящую борьбу за выживание. Скажем, водители «Мерседеса» спаслись лишь благодаря помощи местных жителей. Но не всегда и не всем так везёт. Поэтому на отечественных дорогах приходится рассчитывать только на себя.ПОКА «ОТОПЛЕНИЕ» РАБОТАЕТ
Первый этап выживания заключается в том, чтобы максимально продлить возможность находиться в отапливаемом автомобиле. «Печки», установленные на автомобилях делятся на две категории: одни работают при запущенном двигателе, вторые – могут работать в автономном режиме от аккумулятора, когда двигатель автомобиля уже не работает. Оба варианта имеют свои положительные и отрицательные стороны: если в первом случае «печку» можно вновь запустить, залив топливо в бак, то при «севшем» аккумуляторе возможность прогреть кабину будет потеряна до момента зарядки (то есть, до времени, когда Вы окажетесь в городских условиях, и тема выживания станет для Вас уже не актуальной). С другой стороны, если «печка» работает только вместе с двигателем машины, это чревато при неисправном глушителе, или даже просто неудачном направлении ветра, попаданием выхлопного газа в салон. Что само по себе — фактор риска.
С чего же начинать подготовку к длительному ожиданию? Многие из водителей начинают с заблаговременного утепления салона.
— Мне пару раз приходилось стоять на обочине по несколько дней,— вспоминает водитель Volvo H12 с омскими номерами Роман Т.,— когда никто не останавливается, а дорожных служб нет, потому что снега нет, трасса сухая и работы у них минимум. Да и если появятся, то завязшую фуру им просто вытащить нечем. Я, лично, как только понимаю, что мне стоять какое-то время, сразу кидаю на дно кабины коврик войлочный, а окна – покрывалами завешиваю, кроме бокового, чтобы видеть, что к чему. На какое-то время тепло сохраняется подольше.
Несколько неожиданным методом пользуется для утепления кабины своего МАЗа уфимец Салимзян Ф.
— Какие бы новые ни были уплотнители на дверях, через щели всё равно холодом тянет. – рассказывает он — Я как-то попробовал двери и ручки на дверях, когда встал на трассе, клейкой лентой бумажной заклеить, вот как окна на зиму. Оказалась с собой. Потом – покрывала на стёкла бросил, вроде бы помогло на какое-то время. С тех пор вожу с собой моток этой ленты бумажной. Вроде – десять минут работы, а какое-то тепло сберегается…
Впрочем, есть категория водителей, которая уповает на конструкцию кабины и не принимает дополнительных мер утепления. К этой категории относится и водитель MANа из Астаны Георгий Р.
— Вообще-то, у меня машина сама по себе тёплая. – Утверждает Георгий,— Вот когда на КамАЗе ездил, там везде дуло. Если встанешь где-то, сразу тряпками всякими щели затыкаешь. А на этой – неделю жить можно, пока кабина промёрзнет. Я даже и не вставал на ней на трассе. Два года езжу – ни одной серьёзной поломки.
А некоторые наши соотечественники пользуются поистине экстремальными методами обогрева. Так даёт советы, несовместимые с техникой безопасности ижевский водитель КамАЗа Ильгиз З.
— Если кабина нормально утеплена, а температура снаружи не сильно низкая, то её можно и греть потихоньку. Не то, чтобы сильно, но помогает. Мы с напарником как-то так стояли, две керосиновые лампы на пол поставили, фитили на максимум открутили, и пока керосин не кончился, маленько тепла было. Главное, лампы не опрокинуть…
Между прочим – опрокидывание лампы в салоне – далеко не единственное, что грозит водителю. При использовании открытого огня. Образование при горении угарного газа пока что никто не отменял. В этом смысле несколько безопаснее керосиновых ламп спиртовые горелки, но и их полностью безопасными назвать нельзя.
Водителям легковых автомобилей и проще и сложнее одновременно. Сложнее, потому что если вовремя не принять мер, то салон охлаждается быстрее, чем на «грузовике». Проще – потому что и машину выдернуть легче и меры по утеплению можно принять довольно радикальные.
Я слышал, машина снизу мёрзнет здорово и по окнам. – делится опытом житель Костромы -Виталий Р., водитель скромного автомобиля ВАЗ 2109 — Мы как-то встали недалеко от Челябинска с другом, так по-рыбацки, окна полиэтиленовыми пакетами закрыли, а с боков машины снега нагребли, чтобы пространство под днищем с окружающей средой на соприкасалось. Ничего, после того, как заглохли, с час просидели, прежде чем наружу полезли. Для грузовиков это, конечно, не сделаешь, а «легковую» — можно и так «утеплить». Увы, Виталий оказался едва ли не единственным из опрошенных автором водителей «легковушек», который предложил более или менее связную «программу утепления автомобиля». Остальные водители лишь пожимали плечами и уповали на свои мобильные телефоны и вовремя подъехавших спасателей… И естественно, что никто из опрошенных водителей легковых автомобилей не отметил ещё один способ, знакомый по советам водителей – сибиряков, которые рекомендуют… закопать легковую машину в снег. Безусловно, этот способ требует наличия лопаты и значительного труда, зато под слоем снега в 20–30 см. Постоянная температура в салоне сохраняется до восьми часов. А потом… потом можно снова завести двигатель. НО! При этом способе утепления необходимо добиться, чтобы выхлопная труба и ближайшее к ней пространство были свободны от снега. А также – поставить опознавательные знаки, позволяющие другим водителям заметить, что на обочине стоит именно автомобиль. Не секрет, что если идёт снег или лёг туман, белая пелена зачастую «размывает» очертания дороги, не говоря уже о сугробе, под которым скрывается Ваша машина.
Кстати, Виталий оказался не совсем прав: есть возможности и грузовые автомобили снегом утеплить. Правда возможности по большей части чреватые последствиями…
— Ехали как-то на «Урале» по зимнику – вспоминает водитель из Набережных Челнов Анатолий Г. – ночь, мороз… Нам ещё ехать и ехать, а уже невмоготу. И мороз – под тридцать. Вышли, оправились, потом сели в машину и с дороги «спрыгнули» на ней прямо в сугроб. Снегу было метр с лишним, так что низ автомобиля оказался закрыт, только вокруг двигателя пространство оттаяло. И – спали в машине часов пять. Правда, как выбирались потом – отдельная история…
НА МОРОЗ? НА МОРОЗ…
Выходить из машины на мороз или нет? Вопрос кажется глупым, но на деле иной раз больше шансов выжить именно снаружи. Во-первых, можно и костёр разжечь (например, запалить «запаску», если уж нет рядом ни дров, ни валежника). Во-вторых, есть возможность соорудить укрытие от ветра, что в сочетании с костром само по себе даёт неплохие шансы на выживание. В-третьих, водителям грузовиков, например, следить за грузом снаружи несоизмеримо легче. Ну и кроме того автомобиль, даже после всех ухищрений в после того, как окончательно заглох двигатель, в конце концов превращается в холодильник. Так что рано или поздно, но наружу выходить всё-таки приходится. А дальше приходится действовать в зависимости от обстоятельств.
— Начинать строить укрытие надо, как только появились первые признаки того, что «печка» скоро перестанет работать, – советует ижевец Ильгиз З.— Как лампочка бензина замигала – вырубай движок и берись за лопату. То есть – так надо делать, чтобы была возможность в кабину залезть и руки отогреть. А дальше просто: если снег липкий, то просто складываешь из комков стенку или, если повезёт – две-три стенки под углом. Наверх лапника набросал, костёр зажёг и – нормально.
Роман Т. из Омска вспоминает опыт морозных зим, когда о липком снеге говорить не приходится.
— Если снег сухой, то тут надо в первую очередь смотреть деревья рядом. Несколько жердей крест-накрест в снегу укрепил, потом на них накидал снегу. Если вода есть — скрепил с наружной стороны. У меня был случай, так ледяную стенку сделали, потом минут десять руки у костра отогревали, так за это время стенку такую намело, что нам дальше и работы почти не осталось. Только наверх полиэтилен кинуть.
— У нас-то проблем нет с деревом, с лапником. – посмеивается водитель тягача Freightliner из Иркутска Андрей У.— А вот я как-то встал на севере Казахстана. Там не особо вроде бы холодно было, но – ветер. И степь кругом. Вот тогда меня то, что я рыбак, спасло. У меня ящик валяется в машине, а в нём – палатка. Ну, как палатка, пакет из-под холодильника, перешитый. Так мы с напарником сушняка натаскали, нажгли у