Президентская гонка в США диктует два принципиально разных сценария для экономики. Какой же из них позволит стране выйти из кризиса, о наличии которого все чаще говорят американские экономисты?
Федеральный резерв США уже полгода морочит всем голову. Нас держат в ожидании повышения ключевой ставки, которое то должно вот-вот произойти, то откладывается на неопределенный срок. Правда же в том, что в США закончился «посткризисный рост». Руководство страны просто не может далее поднимать ставку. Если сделать кредит дороже, то в экономике ситуация начнет быстро ухудшаться, назреет банковский кризис. А бюджет и вовсе может не потянуть платежи по госдолгу.
Ослабление доллара — еще один возможный результат дальнейшего сохранения низкой ставки ФРС (поднятой с 0,25 лишь до 0,5%). А такая политика однозначно сохранится в случае избрания президентом Хиллари Клинтон. И даже если относительно других валют доллар на некоторое время сохранит более прочные позиции, общего кризиса все равно не миновать.
Нельзя сказать, что команда Барака Обамы не пыталась избежать беды. В начале 2016 года США старались добиться девальвации китайской валюты, что потенциально могло бы увеличить приток капиталов в американскую экономику. Руководство КНР удержало свою валюту от обвала, давно подготовленного проблемами на внутреннем рынке. Зато весной началось ослабление евро и фунта стерлингов. Это идет пока на пользу доллару. Но европейские проблемы должны будут повториться в США.
Американская финансовая система после 2008 года не вышла из тупика. В начале 2015 года казалось, что США близки к перезапуску мировой экономики. Капиталы со всего мира двигались в США и должны были оттуда перераспределяться. Американские финансовые элиты старались ослабить страны БРИКС, взять их рынки под свой контроль. С этой же «светлой» целью Обама добивался создания Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств и подчинения Украины США и ЕС. Однако усилия не дали нужного результата.
Вторая волна кризиса затронула США уже в 2015 году. В середине года корпорации зафиксировали отрицательную рентабельность. Последовали обвал цен на нефть и старательная фальсификация роста ВВП США. А перед демократами встал вопрос о передаче власти преемнику.
Теперь судьба экономики США и курс доллара зависят от результатов президентских выборов. Если кандидат Уолл-стрит Клинтон войдет в Белый дом, то изменений в экономической политике США не будет. При этом кризис и в мире, и в самих США мягкая денежная политика ФРС не остановит. Слишком велико значение стран БРИКС, являющихся эпицентром второй волны кризиса. И если в 2009–2011 годах Бразилия, Россия, Китай, Индия и ЮАР помогли своим ростом стабилизировать ситуацию в США, то в этот раз «Клинтон и Ко» не имеют ни возможности, ни желания быть им за это благодарными.
Вторая волна кризиса в США имеет те же причины, что и первая. «Пузыри» есть как на фондовом, так и на жилищном рынках. Американцы опутаны долгами, хороших рабочих мест стало ощутимо меньше, чем в 2007 году. «Реиндустриализация Обамы» оказалась слабой, и спрос от этого расти дальше не может. Зато банки могут рассчитывать на легкие деньги из ФРС, тогда как в реальном секторе бороться за прибыль все труднее. А ведь еще существует опасный и удушающий госдолг — более 100% ВВП.
Именно в этих условиях и стало возможным выдвижение Дональда Трампа — человека с протекционистскими взглядами на экономику. И если Клинтон будет пытаться удержать от обрушения существующую финансовую систему, сокращая социальные расходы бюджета и обеспечивая банкам дешевые кредиты ФРС, а заодно и рост госдолга США, то Трамп, как представляется, все же сможет сломать систему. Если ее не сломать, то она все равно рухнет в 2016–2018 годах. Все равно фондовый рынок США обвалится и доллар ослабеет, как в 1970-е годы. Но этого на Уолл-стрит понимать не хотят — им невыгодно.
Вполне вероятно, что в случае избрания Хиллари Клинтон мы увидим повторение событий 2008 года. Новый президент может даже не успеть сыграть свою партию игры под названием «внешняя политика». А ФРС придется снижать ставку и вновь заливать пожар в банковской сфере за счет денежной эмиссии. Доллар ослабеет, спекулянты будут паниковать, а политическое напряжение возрастет.
Если президентское кресло займет Трамп, то все может сложиться иначе.
Сомнительно, что Трамп имеет четкий экономический план и досконально понимает проблемы, вызвавшие глобальный кризис в 2008 году. Однако он готов перекладывать проблемы американской экономики на конкурентов за счет отказа от излишней открытости рынка.
Важно и то, что ему придется прекратить раздачу денег банкам — брать под контроль придется саму ФРС. Нужно будет снять удавку госдолга — а он наполовину в руках ФРС — и не держаться за курс национальной валюты. Волна девальваций в мире просто требует сознательного ослабления доллара. Иначе обвалится экспорт.
Ослабевать доллар будет скорее всего при любом президенте. Но лишь Трамп сможет попытаться изменить ситуацию в экономике США. Его призывы построить стену на границе с Мексикой только кажутся безумством. Для строительных компаний это желанный проект. Жесткие меры могут также привести к возврату промышленности в страну, тогда как ввоз из КНР и других государств уменьшится. Однако все это — еще не план спасения.
Для устойчивого роста нужно возродить социальное государство. На это Трампа может не хватить, тогда борьбу с кризисом продолжит другой.
Экономика США находится сейчас на тонкой грани между катастрофой и возможностью спасения. И это более интересная развилка, чем в 2008 году. А что касается доллара, то он может быть сильным, только если экономика будет стабилизирована.
Автор — руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.