Нагота в древности воспринималась как праздничная, особая форма одежды. Позже умение отображать анатомию тела стало признаком высочайшего таланта художника. Даже Гёте уделил внимание этому вопросу, указав на то, что необходимо знать внутреннее строение человеческой фигуры. Только тогда, говорил он, можно действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм. Вслед за выставкой живописи и скульптуры, развернутой на Крымском Валу, в залах графики в Лаврушинском переулке открывается экспозиция, которая демонстрирует жанр ню в рисунке конца XIX и ХХ века.
Жанр ню появился в русском искусстве в 1893-м году с открытием в Императорской Академии художеств класса женской натуры. И поначалу представлял из себя всего лишь учебные штудии. Но уже буквально в течение нескольких лет получил самостоятельное эстетическое и художественное признание. В ХХ веке практически никто из русских художников не прошел мимо этой темы в искусстве. В то время, как общество на протяжении века несколько раз кардинально меняло свое отношение к изображению обнаженного женского тела.
«Несмотря на тему – обнаженное тело, которая часто вызывает вопросы, сомнения в обществе – как показывать, что показывать, что должно быть показано в музее, а что нет, нам кажется эта выставка – один из ответов о том, что это, прежде всего, эстетическое качество. И самое главное во всем этом мы видим духовное содержание», – отмечает генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Эта выставка не просто подборка рисунков известных художников с обнаженной женской натурой. Здесь выставлены работы тех, для кого жанр ню был практически основной темой творчества. Зинаида Серебяркова и ее одалиски. Не случись большевистского переворота, эти работы сейчас украшали бы своды Казанского вокзала, для которого и предназначались. Обнаженные Фалька, которые, если верить популярному советскому анекдоту, возмутили Никиту Хрущева во время выставки в Манеже. Но есть здесь и такие рисунки, для которых, на первый взгляд, натурщицы были вовсе не нужны. Это работы художника Михаила Ларионова, выполненные в 20-30-е годы в Париже.
«Ну, понятно, тема выставки ню – натура раздета практически. А затем, он не может остановиться и раздевает ее сначала до скелета и мы видим эти ребра, а потом до такого полушуточного, полусерьезного знака – до той картинки, которая где-то перекликается с детскими рисунками человечка, где-то с наскальными», – говорит куратор выставки Евгения Илюхина.
Выставка заканчивается второй половиной ХХ века. В это время в русском искусстве, по версии кураторов, происходит полная дематериализация женского тела.
«Может, это свойственно нынешнему времени, поскольку мы используем вещи конца ХХ века, – полагает заведующая отделом графики ГТГ Ирина Шуманова. – Может быть, просто в Третьяковской галерее не собирали натурщиц. Мы не знаем. Вот на наш взгляд, получается, что постепенно плоть, магия тела уходят, уступая место какой-то виртуальной натуре».
Но с другой стороны, именно стараниями кураторов одна из десятков безымянных моделей обрела свое имя. В архивах удалось разыскать информацию по меньшей мере о четырех представленных здесь работах Валентина Серова. Знакомьтесь, натурщица знаменитого русского живописца – Вера Ивановна. Фамилия, к сожалению, не сохранилась.