В России прошли акции протеста дальнобойщиков. Они были приурочены к годовщине введения «Платона» — системы сбора платежей с водителей большегрузов.
Водители фур вышли на акции протеста. В Москве, Рязани и Нижнем Новгороде это обернулось задержаниями. В Петербурге активистов сопровождал ОМОН.
Первая общероссийская забастовка на обочинах прошла 11 ноября 2015 года. В ней приняли участие сотни водителей фур. После этого началась череда митингов, пикетов, автопробегов на медленной скорости — так называемых «улиток». В Химках появился лагерь, ставший на несколько месяцев основной протестной площадкой дальнобойщиков.
Год спустя акции против системы «Платон» состоялись в десятках регионов страны. В Петербурге, Москве, Тюмени, Челябинске, Саратове, Вологде, Мурманске, Туле, Рязани и многих других городах. В отдельных субъектах федерации власти согласовали дальнобойщикам протестные мероприятия, в других, наоборот, запретили.
Отметить годовщину протеста без происшествий не получилось. Ранним утром с автостоянки в Химках с применением силы выдворили Михаила Курбатова — нижегородского дальнобойщика, члена петербургского отделения «Объединения перевозчиков России». Водителю, который снимал происходящее на видео, разбили телефон. Еще через несколько часов полицейские задержали члена Международного профсоюза водителей-профессионалов Сергея Айнбина. Он проводил автомобильный одиночный пикет. Представителям правопорядка не понравилось, что Айнбин вывесил флаги МПВП и антиплатоновские баннеры.
Ближе к вечеру в Химках были задержаны 18 человек. В отеле полиции оказались не только дальнобойщики, но и журналисты телеканала «Дождь» и «Новой газеты».
Кроме того, от активистов поступила информация о задержании дальнобойщика Алексея Борисова в Рязани и Михаила Окунева в Нижнем Новгороде.
Проблемы с полицией возникли у водителей и в Петербурге.
В Северной столице дальнобойщики были всегда в центре протеста против системы «Платон». Именно в Петербург на переговоры с недовольными водителями большегрузов приезжал министр транспорта Максим Соколов (правда, сами дальнобойщики считают, что чиновник встретился с представителями «карманного» профсоюза «Грузавтотранс» Владимира Матягина). Именно петербургские водители составляли значительную часть представителей химкинского протеста. Кроме того, из города на Неве сегодня осуществляется координация «антиплатоновских» действий.
Неудивительно, что власти Петербурга не согласовали недовольным водителям ни автопробег, ни митинг 11 ноября.
ем не менее к 10 часам утра на Софийскую улицу прибыли около 25 фур и 10 легковых автомобилей. Собравшиеся планировали проехать по ключевым магистралям юга Петербурга с лозунгами против системы «Платон» и коррупции. Дальнобойщики начали вывешивать на машины флаги ОПР и плакаты с лозунгами «Нет Платону!», «Руки прочь от кармана народа», «Полицейский, исполняй Конституцию, а не преступный приказ».Чтобы отличить «своих от чужих», собравшиеся обматывали рукава курток синим скотчем.
Однако завершить начатое водители не смогли. На место подъехали полицейские, а также два микроавтобуса с бойцами ОМОН. Дальнобойщики поздравили людей в форме с прошедшим Днем сотрудника органов внутренних дел, а также с 11 ноября — годовщиной падения татаро-монгольского ига. Полицейские поблагодарили за поздравление и предупредили, что мероприятие не согласовано. Попытки водителей оправдаться тем, что комитет по законности и правопорядку должен был предоставить автопробегу альтернативный маршрут, а митингу — другую площадку, успеха не возымели.
Силовики пригрозили задержаниями. И дальнобойщикам пришлось изменить свои планы. Машины с флагами поехали на расстоянии 50 метров друг от друга — как в одиночных пикетах, только в движении.
Дальнобойщики проехали по Софийской улице, «шушарскому плечу» Московского Шоссе и южному участку кольцевой автодороги. План состоял в том, чтобы прибыть на автостоянку крупного торгового центра на юго-востоке Петербурга и уже там провести собрание профсоюза без громкоговорителей, чтобы не нарушать закон и не создавать поводов для задержания. Но осуществить задуманное в полной мере не удалось.
У въезда на стоянку фуры затормозили сотрудники ДПС — заявили, что грузовикам проезд запрещен. Пробраться на парковку смог только один большегруз. У торгового центра дальнобойщиков поджидали полицейские и ОМОН.
Водители не сдавались — устроили одиночные пикеты. Припарковали легковые автомобили в 50 метрах друг от друга и повесили на них баннеры с лозунгами «Нет грабительскому транспортному оброку!» и «Платон — двигатель коррупции!». Удалось даже провести собрание. На встрече дальнобойщики пришли к выводу, что подтвердились многие опасения, высказанные в ноябре 2015 года. Система взимания платы «Платон» была создана изначально лишь для обогащения узкого круга лиц, которые продолжают прикрываться красивыми лозунгами о плате в счет возмещения вреда, наносимого федеральным дорогам грузовиками, заявили активисты. Цены на продукты питания в магазинах страны выросли, в том числе и благодаря «Платону» — перевозка товара подорожала.
Дальнобойщики предлагают оставить лишь один сбор — акциз, заложенный в каждом литре топлива. Тогда принцип, используемый в системе «Платон», — «пользователь платит», — будет обоснованным и социально адаптированным.
«Год показал, что перевозчики „Платон“ не принимают. С нашей стороны звучат предложения оставить акциз, но нас никто не слушает, — говорил председатель ОПР Андрей Бажутин. — Но есть и позитивный момент. Штрафы сократили в разы. За нашим действиями следят. Где собираются дальнобойщики — туда приезжают полицейские. К нам обращаются за помощью. Вспомните историю с ростовскими и кубанскими фермерами. Но власти опять заговорили о поднятии тарифа. То есть нам дают посыл, что нас не хотят слышать. Поэтому акции будут продолжаться. За год было множество задержаний, административных арестов, судов. Многие из нас были не по одному разу осуждены. Мы знаем, что такое полицейский и судебный произвол. А Минтранс и правительство нас не слышат. Поэтому наши требования сегодня переросли экономические. Мы требуем отставки и министра транспорта, и правительства. Транспорт — это не только авиация, железная дорога и река. Есть еще и автотранспорт, который сегодня пытаются убить. Мы хотим, чтобы нас все-таки услышали. Мы граждане этой страны. Наши требования изменились, изменились и наши действия. Мы не собираемся успокаиваться, пока не добьемся результата».
Дальнобойщики не исключали того, что их акции станут все более политизированными. Вероятно, во время следующих выборов в Государственную думу водители-профессионалы и представители транспортного бизнеса выступят единым фронтом.
Участники собрания выступили за отмену системы платы «Платон» и «антинародных законов», противоречащих Конституции РФ. Они потребовали отставки «не справляющегося с обязанностями премьер-министра» Дмитрия Медведева и «некомпетентного министра транспорта» Максима Соколова. По мнению водителей большегрузов, необходима гласная проверка всех министерств, а также полная судебная реформа с конкретной переаттестацией всех судей.
Акция в Петербурге прошла без задержаний.
Александр Калинин