Полотна голландских художников создавались, как сейчас бы сказали, для поддержки корпоративного духа и были предвестниками групповых фото. В огромных портретах мастера умудрялись отобразить все приметы той эпохи.
Полотна голландских художников создавались, как сейчас бы сказали, для поддержки корпоративного духа и были предвестниками групповых фото. В огромных портретах мастера умудрялись отобразить все приметы той эпохи.
Дамы в чепцах, мужчины в широкополых шляпах, и те и другие одеты по последней голландской моде XVII века. На одной картине они не просто так — по долгу службы, и всех должно быть хорошо видно.
«Каждый платил за свой портрет по отдельности, должен был стоять в определенном ракурсе, все должны были одинаково быть видны. И потому что нужно было как-то уравновесить тот денежный вклад, который вносили люди», — поясняет директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Пока стены казенных учреждений в других странах Европы украшали картины с религиозными сюжетами, в Нидерландах зародился новый вид группового портрета. На нем ни родственники и ни друзья — коллеги по цеху. Будь то сборщики винных налогов, бондари или попечители богаделен — все мечтали быть увековечены на рабочем месте.
«Это хозяева работного дома, десь перевоспитывали женщин легкого поведения. Посмотрите, с какой точностью прорисованы лица, для заказчика портрета в XVII веке главное не художественная ценность, а убедительное внешнее сходство», — говорит куратор выставки Норберт Мидделкооп.
Регенты богоугодных заведений в строгом черном, чтоб не выделяться в коллективе. Лица преисполнены гордости за профессию. Городская гвардия в доспехах и со знаменами. Даже на картине — субординация прежде всего.
«В центре, как правило, в портретах офицеров стрелковых гильдий изображался капитан роты, его помощник и знаменосец, он должен был быть холостым. Это было правило в Голландии», — рассказывает заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина, куратор выставки Вадим Садков.
Такие портреты стоили недешево, сам процесс написания мог растянуться на годы. Но все жертвы ничто, по сравнению с возможностью видеть себя по соседству с сослуживцами при входе на работу.
Аналогов групповому портрету нет в мировой живописи, но жить этому чисто голландскому явлению в искусстве суждено было недолго. Уже в XIX веке с изобретением фотографии необходимость в таком поддержание корпоративного духа отпала сама собой. Один щелчок затвора — и черно-белый портрет коллектива готов.
Стены Амстердамского музея эти работы покидают крайне редко из-за внушительных размеров. Живописцу Говерту Флинку, чтобы разместить всех стрелков одной роты, понадобился пятиметровый холст. Так что хотя в Москву приехали только 10 картин, лиц столько, что можно с легкостью сложить портрет всей Голландии XVII века.
Автор статьи :
Юлия Шатилова