Масленица на Руси
Начало узкой Мосленницы
ВОСКРЕСЕНЬЕ "мясного заговенья" — Зачин Масленицы
С утра в домах проводились последние приготовления к предстоящему празднованию Масленицы, готовили праздничный обед, который затем плавно перетекал в ужин.
В этот день в праздничном масленичном застолье особенно широко использовали мясные блюда (с понедельника начиналась "сырная седмица", когда церковь запрещает есть мясо).
Хозяйки готовили разную праздничную снедь без ограничения используемых продуктов.
Доставали из подвалов заранее приготовленные разнообразные наливки, настойки и квасы, варили сбитни.
Обязательно пекли блины, оладьи, пироги-расстегаи и пирожки с разными начинками (по крайней мере, готовили праздничный пирог с мясом и сладкий пирог с яблоками), делали курники, жарили гуся, готовили и украшали домашние пряники, испеченные по своим "тайным" семейным рецептам…
Уже с утра начинали работать масленичные балаганы, проводились веселые игры, катания на лошадях.
Во второй половине дня все ходили друг к другу в гости, дарили подарки и поздравляли с началом Масленицы.
ПОНЕДЕЛЬНИК — Встреча Масленицы
В понедельник Масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни.
В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".
После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.
Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные — с четверга или пятницы.
В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю Масленицу.
Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.
Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.
ВТОРНИК — Заигрыши
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы.
На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого".
Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.
Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
СРЕДА — Лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.
А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!"
Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.
А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Начало Широкой Масленицы
ЧЕТВЕРГ — Разгул, Разгульный четверток
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.
А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
(Из обычаев европейской Масленицы был взят нынешний обычай американских детей наряжаться на Хэллоуин в карнавальные костюмы и ходить от дома к дому с криками "Trick or treat!" — "угощение или жизнь!"…)
ПЯТНИЦА — Тёщины вечерни
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости!
Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.
Приглашения же бывали разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые — на ужин.
Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.
Поэтому и говорили, что "у тещи зятек — любимый сынок".
СУББОТА — Золовкины посиделки
В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки.
ВОСКРЕСЕНЬЕ — Прощёный день — последний день Масленицы
Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы Масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
ПРИМЕЧАНИЕ. Обычай сжигать чучело Масленицы взял свои начала от языческой Комоедицы, когда в день весеннего равноденствия (день начала астрономической весны) празднично сжигали чучело надоевшей Зимы, тем "помогая" весеннему Яриле-Солнцу быстрее растапливать снега и прогонять зиму. В XVI веке, после учреждения взамен Комоедицы церковной "сырной" седмицы, вскоре получившей народное название Масленица, в последний день Масленицы все еще на старый лад сжигали чучело Зимы, что было весьма нелогично, т.к. в это время слишком рано прощаться с зимой. В скором времени народ эту несуразность поправил, и сжигаемое чучело стали называть "Масленицей", этим сжиганием символизируя конец веселой Масленицы и начало Великого поста.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд “проводов Масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы Масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».
В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.
В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед.
Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
План празднования Масленницы в Москве в 2014 г.
Первый день Масленицы – “Встреча”. Понедельник, 24 февраля 2014 г. Москва, Красная площадь, Васильевский спуск, 17.00-21.00 Театрализованная программа “Встреча Масленицы”. В первый день Масленицы русский народ приветствовал госпожу Широкую Масленицу. Богатые люди начинали печь блины в понедельник. Блины выпекались с раннего утра. В первый день Масленицы на сцене – игровые и сюжетные картины из сказочного представления. В программе Масленицы принимают участие танцевальные, вокальные и цирковые коллективы. Участники театрализованного действа славят приход Масленицы, поют песни, водят хороводы, танцуют. “Здравствуй, гостья наша дорогая! Масленица годовая!”. Масленичный городок сверкает огнями, обжорные ряды торгуют, чайные – согревают.
Второй день Масленицы – “Заигрыш”. Вторник, 25 февраля 2014 г. Москва, Красная площадь, Васильевский спуск, 17.00-21.00 “Смотрины” или Карнавальная масленица. Действие строится на обычаях второго дня масленицы Игры и театральные постановки основываются на взаимоотношениях молодоженов или намечающихся пар. Во вторник, традиционно парни и девушки катались на санях и ели блины. По традиции второй день Масленицы был для молодых, чтобы познакомиться и после Пасхи на Красную горку сыграть свадьбу.
Третий день – “Лакомка ” Среда, 26 февраля 2014 г. Игры и театральные постановки основываются на взаимоотношениях тёщи и зятя. Все конкурсы и игры построены на главном лейтмотиве – “К тёще, на блины!” Теща приветствовала гостей у ворот, угощала их блинами и разными яствами, после чего устраивали катания со снежных горок. Во время этой забавы мужчины, готовые жениться, высматривали себе невест, а девушки – будущих мужей.
Четвертый день – “Разгульный четверток” Четверг, 27 февраля 2014 г. Семейная масленица – Карнавальная масленица. Основной девиз дня: “Чем раздольней гулянье, тем удачнее год сложится!” В этот день Масленицы нужно было съесть столько, сколько желудок может вместить, чтобы успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день – “Тещины вечерки ” Пятница, 28 февраля 2014 г. Основной мотив дня: “Зять, выказывает уважение к теще!” Целый ряд обычаев на Масленицу был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, помочь девушкам и мужчинам завести серьёзное знакомство и заключить брак. Много почестей оказывалось на Масленице молодоженам! Традиция требовала, чтобы молодожены нарядные выезжали «на люди» и посещали всех, кто гулял у них на свадьбе. Но самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
Шестой день – “Золовкины посиделки” Суббота, 1 марта 2014 г. Москва, Красная площадь, Васильевский спуск, 15.00-22.00. В субботу, на “Золовкины посиделки” молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Седьмой день – “ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ” Воскресенье, 2 марта 2014 . Москва, Красная площадь, Васильевский спуск, 15.00-22.00 Масленичное карнавальное шествие Маршрут: Триумфальная площадь – Васильевский спуск- 15.00-17.00 Первое мероприятие – Обряд проводов Масленицы начинается с Масленичного карнавального шествия со скоморохами, ряжеными, народными ансамблями и по центральным улицам Москвы.
Второе мероприятие. Существующий обычай просить в этот день, являющийся последним днем Масленицы перед Великим Постом, прощения за все вольные и невольные обиды, причиненные друг другу.
Третье событие, неизменно вызывающее массовый интерес, — прощание с Масленицей и сожжением чучела Зимы. После встречи Масленичного карнавального шествия начинается большой гала-концерт звезд российской эстрады.
Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. По традиции, во время Масленицы в Польше, усыпив бдительность холостяка оладьями, пончиками, хворостом и водкой, полячка на десерт непременно оттаскает его за волосы.
Зато в последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет “продавать” незамужних девушек, и если вы хотите жениться – то праздник Масленицы – это самое время, чтобы сделать свой выбор.
В Москве в 2014г. традиционно широко празднуется Масленица в Коломенском, с блинами, медовухой и гуляниями. Масленица – это праздник радости, что наконец-то уходит зима! Наступает весна, а значит и время встреч, новых знакомств и любви!