В июле 2014 года Президент России В.В.Путин предложил прекратить на территории Московского Кремля реконструкцию 14-го корпуса, где находятся административные офисы, и возвести на его месте Вознесенский и Чудов монастыри.
17 декабря 1929 года обе обители были взорваны. Сегодня обсуждается возможность восстановления знаменитых построек. Работы представляются долгими и трудными, потому что сохранилось ограниченное количество документов. Спасенные когда-то реликвии хранятся в разных музейных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. А.В. Щусева, Музеях Московского Кремля.
Оба памятника находились на территории Московского Кремля, на Царской площади, которую также именовали Ивановской. За свою многовековую историю они не раз перестраивались и видоизменялись. И оба играли важнейшую роль в жизни великих князей Руси и монархов России.
В рамках проекта виртуального музея архитектуры, разработанного по заказу Министерства Культуры, Музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет виртуальные экскурсии по Чудову и Вознесенскому монастырям. Трехмерные туры позволяют новыми средствами компьютерных технологий представить утраченные архитектурные ансамбли и совершить виртуальную экскурсию в далекие эпохи.
Чудов монастырь
Чудов мужской монастырь, по преданию, был основан в 1365 году наставником Дмитрия Донского митрополитом Киевским и всея Руси Алексием. А свое название получил по имени старинной церкви Чуда Святого Архистратига Михаила в Хонех. Правда, легенда гласит, что однажды молитва святого Алексия исцелила от слепоты мать хана Золотой Орды Джанибека, Тайдулу. В благодарность за это чудо и получил митрополит двор ханских наместников в Кремле.
После смерти митрополита его нетленные мощи хранились здесь же – в Благовещенской церкви монастыря, построенной Василием III. Его сын, Иван IV Грозный, ввел традицию крестить в Чудовой обители новорожденных детей царского рода. Так, здесь были окрещены царевичи Иоанн (1544) и Федор (1557), а позже патриарх Филарет крестил здесь своего внука – Алексея Михайловича Романова. Последним в 1672 году здесь был крещен будущий император России Петр I. Считается, что именно из Чудова монастыря бежал Гришка Отрепьев, известный как Лжедмитрий. А в 1612 году здесь принял мученическую смерть из-за отказа благословить на царство польского королевича Владислава святитель Гермоген, который, даже находясь в заточении, рассылал по всей России призывы восстать на борьбу с поляками.
Монастыри на Руси, как и в Европе, являлись одновременно и образовательными центрами. Сюда испокон веков отправляли учиться детей знатных бояр. К началу XVII века в обители была собрана одна из обширнейших библиотек. В XVI веке под сенью Чудова монастыря жил и работал над переводами богослужебных книг Максим Грек. Здесь жил и просветитель Карион Истомин, написавший для маленького Петра энциклопедию в стихах. В 1744–1833 годах в монастыре находилась Московская духовная консистория. При патриархе Филарете – Греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-греко-латинской академии.
Обитель не раз меняла свой облик, иногда – по монаршей воле, но чаще – из-за пожаров. Собор Чуда Архистратига Михаила был заново перестроен итальянскими архитекторами в начале XVI века. В XVII столетии на территории монастыря выросла церковь Андрея Первозванного. А уже во второй половине XVIII века русский архитектор Матвей Казаков придал собору готический облик, пристроив ему красивое крыльцо с башенками. Всего в обители было четыре храма: собор Чуда Михаила Архангела, Алексеевская церковь, храм Благовещения и церковь Андрея Первозванного.
В войну 1812-го алтарная часть главной монастырской церкви была превращена в спальню маршала Даву. Покидая обитель, французы уничтожили все архивы, а довершил разрушение пожар. Восстановили монастырь только в 1814 году. Благодаря усилиям архитектора Михаила Быковского в соборной церкви появился большой бронзовый иконостас с серебряными Царскими вратами. В 1826 году Николай I после победы над Персией передал в обитель на вечное хранение ключи от покоренных крепостей и знамена.
Чудов монастырь стал усыпальницей не только для его основателя – митрополита Алексия. Здесь покоились митрополиты Московские Феодосий и Афанасий, церковный деятель Епифаний Славинецкий. Кроме того, здесь были похоронены представители княжеских и боярских родов: Морозовы, Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Его останки были случайно обнаружены во время земляных работ на месте монастыря в 1985 году. Спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.
Вознесенский монастырь
Вознесенский женский монастырь – одна из первых женских обителей в Москве – был основан женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией. Точная дата его основания неизвестна, но предположительно это 1386 год. По преданию, на этом месте – с правой стороны от Спасских ворот – княгиня провожала Дмитрия Донского на Куликовскую битву и встречала его с победой. Говорят, что под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. После смерти мужа в 1389 году княгиня приняла решение уйти в монастырь, но отложила постриг до совершеннолетия детей.
Одна из святынь Вознесенского собора – икона Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) была спасена Евдокией из пожара во время нашествия хана Тохтамыша в 1382 году. Сегодня эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1407 году Евдокия удалилась от мира в Вознесенскую обитель, приняв постриг под именем Евфросинии. Правда, ее монашеская жизнь продлилась недолго, через несколько недель после пострига княгиня скончалась. Москвичи запомнили ее как добрую и сердобольную женщину: она всегда помогала бедным и простым людям. Преподобная Евфросиния была причислена Русской православной церковью к лику святых. Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Вознесенская обитель на протяжении трех столетий служила местом упокоения великих княгинь и цариц. Здесь были похоронены Софья Палеолог – жена великого князя Ивана III и мать Василия III, Анастасия Романова – первая и самая любимая жена Ивана IV Грозного, Ирина Годунова – сестра Бориса Годунова и жена Федора Иоанновича, Наталья Кирилловна Нарышкина – мать Петра I и другие.
Находясь под покровительством цариц, Вознесенский монастырь считался царским. В нем доживали свой век Мария Нагая, последняя жена Ивана IV Грозного – в иночестве Марфа, мать царевича Дмитрия, и дочь Бориса Годунова Ксения, заточенная сюда Лжедмитрием. В 1613 году в монастыре поселилась другая инокиня Марфа – мать первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича. Кроме того, Вознесенский монастырь традиционно был местом проживания царских невест до свадьбы. Даже Мария Мнишек в ожидании брака с Лжедмитрием провела в его стенах пять дней.
Насельницы обители шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и даже готовили любимые блюда цариц. В Вознесенском монастыре существовало училище для девиц из знатных семей. Здесь их обучали грамоте, этикету и церковному пению.
Обитель страдала от пожаров не меньше Чудова и также часто перестраивалась. Кроме главного, Вознесенского собора, в монастыре были церковь Михаила Малеина, построенная царем Михаилом Федоровичем Романовым, и храм Великомученицы Екатерины, построенные в XVII столетии. К XIX веку последний обветшал настолько, что его хотели даже снести, но по приказу Александра I в 1808 году архитектор Карл Росси начал перестройку Екатерининского собора в готическом стиле, который был освящен в 1817 году.
Во время войны 1812 года Вознесенский монастырь, как и Чудов, был оккупирован французами, однако почти не был поврежден. К тому же настоятельница монастыря вывезла в Вологду ризницу, и, таким образом, главные ценности обители избежали осквернения и разграбления.
От внутреннего убранства Вознесенского собора до наших дней сохранился лишь резной барочный иконостас XVII века, перенесенный после революции 1917 года в кремлевский собор Двенадцати Апостолов.
После революции судьба двух самых древних обителей на территории Москвы резко изменилась. В ноябре 1917 года стены Вознесенского и Чудова монастырей были обстреляны. А в марте 1918-го, когда в Кремль переселилось новое большевистское правительство, оба монастыря оказались изолированными на территории с жестким режимом охраны правительственных учреждений РСФСР. Инокам и инокиням было предложено покинуть обители. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал. А в Чудовом монастыре с начала 1919 года разместился кооператив «Коммунист» с детскими садом и жилыми помещениями для советских служащих.
В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, к сожалению, он не успел завершить эту работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса лишь архитектор-реставратор Петр Барановский успел спасти раку св. Алексия. Тогда мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году по просьбе патриарха Алексия I их перенесли в Богоявленский (Елоховский) собор, где они покоятся и сегодня. В октябре 1930 года Чудов монастырь был взорван и полностью разрушен. Некоторые иконы из монастыря были переданы в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.
«Москва. 17 декабря 1929 года. Мы, нижеподписавшиеся сотрудники Центральных государственных мастерских, научный сотрудник Г.О. Чириков, фотограф А.В. Лядов, практикант-реставратор С.С. Чураков, столяр А.Е. Шленский и специалисты по съемке фресковой штукатурки, реставраторы П.Я. Епанечников, Н.Н. Дубков и А.И. Попов, командированные для продолжения производства работ в Московском Кремле в бывшей церкви Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря по съемке фресок, составили настоящий акт в том, что мы, явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне, то есть 16 декабря, только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены, а означенная фанера без фресок оказалась лежащей около развалин среди досок».
Из книги Е.И. Кириченко «Михаил Быковский» (Москва, 1988 г.)
Предвидя подобный исход событий и в Вознесенском монастыре, архитектор Николай Николаевич Померанцев, c 1919 по 1934 год работавший в Московском Кремле искусствоведом, хранителем Оружейной палаты и заведующим памятниками Кремля, вместе с рядом своих единомышленников в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры и фотографирование монастырских построек. Он также добился обследования захоронений великих княгинь и цариц и вывоз саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.
Резной барочный иконостас XVII века из Екатерининской церкви Вознесенского монастыря и некоторые древние иконы Померанцев определил в собор Двенадцати Апостолов Кремля. Другие иконы Николай Николаевич разместил в фондах музея.
Теперь в южной пристройке Архангельского собора в Кремле работает постоянная экспозиция, где выставлено то немногое, что было спасено благодаря титаническим усилиям Померанцева и других сотрудников Оружейной палаты накануне разрушения обители.
Как выглядели храмы, можно увидеть на сайте Музея архитектуры им. А.В. Щусева, где утраченные святыни восстановлены c помощью трехмерной графики. Компьютерные пролеты над храмами оставляют ощущение видеосъемок, и кажется, что монастыри стоят на территории Московского Кремля, как и шесть с лишним веков назад.
Портал Культура.рф благодарит Музей архитектуры им. А.В. Щусева за предоставленные материалы.