В Москву привезли уникальные картины голландских художников

large (3)

Полотна голландских художников создавались, как сейчас бы сказали, для поддержки корпоративного духа и были предвестниками групповых фото. В огромных портретах мастера умудрялись отобразить все приметы той эпохи.

large

Полотна голландских художников создавались, как сейчас бы сказали, для поддержки корпоративного духа и были предвестниками групповых фото. В огромных портретах мастера умудрялись отобразить все приметы той эпохи.

Дамы в чепцах, мужчины в широкополых шляпах, и те и другие одеты по последней голландской моде XVII века. На одной картине они не просто так — по долгу службы, и всех должно быть хорошо видно.

large (2)

«Каждый платил за свой портрет по отдельности, должен был стоять в определенном ракурсе, все должны были одинаково быть видны. И потому что нужно было как-то уравновесить тот денежный вклад, который вносили люди», — поясняет директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Пока стены казенных учреждений в других странах Европы украшали картины с религиозными сюжетами, в Нидерландах зародился новый вид группового портрета. На нем ни родственники и ни друзья — коллеги по цеху. Будь то сборщики винных налогов, бондари или попечители богаделен — все мечтали быть увековечены на рабочем месте.

large (1)

«Это хозяева работного дома, десь перевоспитывали женщин легкого поведения. Посмотрите, с какой точностью прорисованы лица, для заказчика портрета в XVII веке главное не художественная ценность, а убедительное внешнее сходство», — говорит куратор выставки Норберт Мидделкооп.

Регенты богоугодных заведений в строгом черном, чтоб не выделяться в коллективе. Лица преисполнены гордости за профессию. Городская гвардия в доспехах и со знаменами. Даже на картине — субординация прежде всего.

large (4)

«В центре, как правило, в портретах офицеров стрелковых гильдий изображался капитан роты, его помощник и знаменосец, он должен был быть холостым. Это было правило в Голландии», — рассказывает заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина, куратор выставки Вадим Садков.

Такие портреты стоили недешево, сам процесс написания мог растянуться на годы. Но все жертвы ничто, по сравнению с возможностью видеть себя по соседству с сослуживцами при входе на работу.

large (5)

Аналогов групповому портрету нет в мировой живописи, но жить этому чисто голландскому явлению в искусстве суждено было недолго. Уже в XIX веке с изобретением фотографии необходимость в таком поддержание корпоративного духа отпала сама собой. Один щелчок затвора — и черно-белый портрет коллектива готов.

18d

Стены Амстердамского музея эти работы покидают крайне редко из-за внушительных размеров. Живописцу Говерту Флинку, чтобы разместить всех стрелков одной роты, понадобился пятиметровый холст. Так что хотя в Москву приехали только 10 картин, лиц столько, что можно с легкостью сложить портрет всей Голландии XVII века.

four_governors_

company-of-captain

 

Автор статьи :
Юлия Шатилова

Источник

 

Запись опубликована в рубрике Выставки, фестивали с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.