Первая в России выставка династии Кранахов открылась в ГМИИ им. Пушкина

В экспозиции 48 живописных и более 50 графических произведений Лукаса Кранаха Старшего и представителей нескольких поколений этой династии из собраний музеев России, Германии, Чехии, Испании и Венгрии.

4199476

МОСКВА, 4 марта 2016 г. В  ГМИИ им. Пушкина открылась первая в России выставка, посвященная творчеству Лукаса Кранаха Старшего и представителей нескольких поколений этой династии.
"Мы присутствуем при уникальном событии. Это первая в истории Российской империи, СССР и России выставка Кранахов. Реформация в Европе — это не только изменения в живописи, но и в подходах к пониманию мира и человека в этом мире. Переход от Ренессанса к маньеризму в высшей степени важен, но, может быть, более важно то, что в произведениях Кранаха и представлении Мартина Лютера человек становится главной фигурой в отношении и с Богом, и с миром, и с самим собой». — сказал на предварявшем выставку вернисаже в посольстве Германии в Москве спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В экспозиции 48 живописных и более 50 графических произведений. Искусствоведы  рекомендуют обратить особое внимание, в частности, на полотна кисти Лукаса Кранаха Старшего "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой", "Венера и Амур", "Плоды ревности. Серебряный век", "Юдифь, обезглавливающая Олоферна".

Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553 г.г.) часто называют главным соперником Дюрера. Он оставил после себя внушительное художественное наследство. Впрочем, живописью его бурная деятельность не ограничивалась: Кранах Старший крайне успешно вел бизнес и кроме того был весьма продуктивным дизайнером. Из его деловых проектов — аптека и винный бар, открытые при его доме. Также Кранах Старший был поставщиком нескольких дворов и владел монополией на торговлю в Саксонии некоторыми товарами. Должность придворного живописца, которую он занимал при саксонском курфюрсте Фридрихе Мудром, предполагала выполнение целого ряда "дополнительных" обязанностей: он, в частности, придумывал костюмы для придворных, изготавливал карнавальные маски, разрабатывал формы для подсвечников и песочных часов, украшал кареты и попоны для лошадей, придумывал узоры для ковров, мебель и многое другое. Специалисты подсчитали, что непосредственно написание картин и создание гравюр составляли лишь десятую часть его деятельности.

Впрочем, не только Кранах Старший, но и его сыновья, а также художники их круга были чрезвычайно деятельны и оставили после себя обширное наследие, которое можно встретить в  самых разных музеях, но выставка в ГМИИ стала первым их показом в России.
Еще одна особенность этой экспозиции в том, что она объединила произведения Лукаса Кранаха Старшего,  после Великой Отечественной войны перемещенные в СССР и оказавшиеся на хранении в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ), с частью оставшегося в Германии собрания замка Фриденштайн в Готе. "Случилось так, что в 1946 году вместе с другими вещами к нам поступили 40 произведений из Готы, большая часть которых — это произведения семьи Кранаха. Так что посетители выставки смогут присутствовать при уникальном событии — воссоединении этой коллекции в одном пространстве", — сказала на вернисаже выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» директор ГМИИ Марина Лошак.

Генеральным спонсором выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" стал банк ВТБ, который сотрудничает с ГМИИ им. Пушкина с 2005 года. При содействии банка музей провел несколько заметных выставок ("Встреча с Модильяни", "А.И. Солженицын: из-под глыб: рукописи, документы, фотографии", "Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции") и выпустил серию документальных фильмов "Во времени и пространстве…".  
Выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" продолжит работу до 15 мая. 

Источник

Запись опубликована в рубрике Выставки, фестивали, Новости культуры, Новости Москвы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.