100 лет Владимиру Зельдину !

zeldin17

Вечно молодой "Учитель танцев" сегодня отмечает своё столетие на сцене театра Советской армии в главной роли в спектакле  "100, или танцы со временем"поставленный Юлием Гусманом.

Сегодня, хочется выразить любимому актёру своё восхищение и любовь.

Три поколения советских людей выросли на спектаклях Владимира Зельдина в театре и на незыбываемых ролях в кино.

zeldin2

Показательно, что люди родившиеся уже не в СССР, а в России, тоже прекрасно знают роли Зельдина и  считают его самым выдающимся  актёром современности. Какой огромный талант надо иметь, чтобы на протяжении 80 лет быть любимым актёром миллионов людей разных возрастов и разных эпох.

zeldin19

zeldin28

zeldin16

zeldin20

zeldin9

zeldin1

zeldin11

zeldin3

В сотый свой день рождения, Зельдин также будет исполнять свои любимые песни и стихи. Кроме того, зрители увидят отрывки из пьес и фильмов, принесших актеру славу.

zeldin21

zeldin25

zeldin24

В театре ожидают поздравления от Иосифа Кобзона и Александра Ширвиндта, Михаила Жванецкого и Владимира Васильева, Геннадия Хазанова и Тамары Гвердцители, артистов Большого театра, цирка братьев Запашных, «Вивальди-оркестра», ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Билеты на юбилейный вечер в кассе театра были раскуплены моментально.

zeldin4

zeldin15

zeldin18

Ничего удивительного — любовь к Зельдину поистине всенародна. Он один из самых благородных и светлых наших артистов. Его энергии в столь почтенном возрасте можно только удивляться и восхищаться. Зельдин — старейший в мире из играющих актеров.

Он родился в 1915 году в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье учительницы и музыканта. В пятилетнем возрасте с родителями, братом и тремя сестрами переехал в Тверь, а в 1924 году семья перебралась в Москву, где Владимир стал учиться в военизированной школе на Таганке. Мальчик научился играть на рояле, скрипке и трубе, а стать хотел артистом балета. Мечтал поступить в хореографическое училище при Большом театре, но отец был против, так как думал, что сын тоже должен стать музыкантом. А другой мечте — о карьере военного моряка — сбыться помешало плохое зрение.

Родителей Владимир потерял рано, еще когда был учеником старших классов. После школы пошел на завод учеником слесаря, но долго там не задержался — работа показалась скучной. Узнал, что Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС, из которого потом родится Театр имени Моссовета, набирают актерский курс. Пошел на экзамены, где читал стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят. Отчасти осуществилось и его желание быть «балетным» — на курсе преподавали танец, и Зельдин сам стал давать уроки в танцевальных студиях. А еще он ходил на занятия в кавалерийский манеж, получил значок «Ворошиловский всадник». В этом же манеже занимался Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна.

В 1938 году Зельдин был принят в труппу Театра транспорта (сейчас это Театр имени Гоголя). Один из спектаклей, «Генеральный консул», в котором артист играл рядового Гоглидзе, стал для него судьбоносным. Спектакль посмотрела ассистент Ивана Пырьева и устроила Зельдину встречу с режиссером. Так и возникла первая по-настоящему звездная кинороль Владимира Михайловича — пастух Мусаиб Гатуев в картине «Свинарка и пастух». Претендентами на эту роль было несколько грузинских актеров, но Пырьев поступил оригинально — он спросил женщин, занятых в киногруппе, кто им больше всех симпатичен. Все указали на Зельдина.

Во время съемок на Домбае пришло известие о начале войны. Группа вернулась в Москву. Вскоре появился приказ министра кинематографии о продолжении съемок. Всем мужчинам, занятым в «Свинарке и пастухе», была выдана бронь от призыва до окончания работы над фильмом. Все веселые сцены снимались на ВДНХ в перерывах между фашистскими авианалетами. А Зельдин по ночам еще дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы.

zeldin23

Кадр из кинофильма «Свинарка и пастух», 1941 год
Фильм был отснят в конце 1941 года и был на ура принят зрителями. А артист уехал с «Мосфильмом» в эвакуацию в Алма-Ату. Но оттуда нередко выезжал на фронт, выступать в концертных бригадах. Год поработал в алма-атинском Русском драматическом театре. В 1943 году Зельдин вернулся в Москву и снова стал работать в Театре транспорта. А в 1946 году дебютировал в Театре Красной армии, с которым, ставшим потом Театром Советской, а теперь Российской армии он уже никогда не расставался. Первая роль здесь Зельдина — Альдемаро в спектакле «Учитель танцев». Успех был оглушительным. Зельдин играл Альдемаро на протяжении 30 лет. Однажды поблагодарить его за игру в гримерку заглянула Анна Ахматова.

О военном и послевоенном времени он говорил: «Нас жизнь, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, все время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы».

zeldin38

Можно долго перечислять  актерские работы Зельдина, в которых он поражал и глубиной и проникновенностью. Это, в частности, роли в фильмах «Сказание о земле Сибирской»,

zeldin39

«Укрощение строптивой», «Дядя  Ваня», «Женщина в белом», «Тайна черных дроздов», «Десять негритят», «31 июня». В театре  — роли в спектаклях «Последний пылкий влюбленный», «Средство Макропулоса», «Моя профессия — синьор из общества», «Человек из Ламанчи» и десятках других.

zeldin29

Зельдин искренне считает Москву лучшим городом земли. Он потряс москвичей тем, что в октябре 2013 года пробежал в эстафете олимпийского огня. Очень любит спорт, с юности болеет за футболистов ЦСКА.

Накануне своего столетия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, став таким образом полным кавалером этого ордена.

— Мне посчастливилось в 1990 году сыграть с Владимиром Михайловичем в фильме «Арбатский мотив», — сказала «Русской планете» актриса, художник, дизайнер Анастасия Немоляева. — Я помню, в какой прекрасной творческой форме он был тогда. Но и сейчас, 25 лет спустя,  он не теряет эту форму. Хочется пожелать ему здоровья, сил, оптимизма!

— Я всегда восхищался его мастерством и жизнелюбием, — отметил джазовый музыкант Игорь Бутман. — Он так много работал, и за это ему воздастся. Молодые люди могут позавидовать его энергии.

zeldin7

zeldin33

zeldin27

— После фильма «Свинарка и пастух» Владимира Михайловича стали обожать Москва, Ленинград, весь Кавказ, Алтай, Сибирь, вся страна, — сказала киновед Ирина Павлова. — Он не только замечательный  актер, но и один из самых порядочных людей в актерском мире. Никогда не говорит о том, чего не знает, никогда не лез в политические игры, никогда никого не обманывал. И абсолютно независтливый. Когда он берется за роль, то спокойно соразмеряет силы. Может быть, это одна из причин его долголетия.

zeldin30

Помню, как он отмечал 95-летие в Петербурге. Прямо с самолета приехал в зал, вышел на сцену с хором мальчиков и запел с ним песню из «Свинарки и пастуха». Так вот, голос его был таким сильным, что всех мальчиков заглушил. Причем голос был как у сорокалетнего, максимум, мужчины! А как он блестящ в роли Дон-Кихота! Да, сегодня таких артистов, как говорится, уже не делают. И мы благодарим его не только за выслугу лет, а за то, что до ста лет он сохранил актерский и человеческий талант, и за то, что всегда был настоящим мужчиной. 

Запись опубликована в рубрике Новости культуры, Новости Москвы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.